Бизнес-игры как современные технологии профессионального развития топ-менеджеров

201505.12
0

Белов Александр

Статусная позиция топ-менеджеров подразумевает особенный подход к работе с ними, в том числе и в выборе форм их обучения. Самыми популярными технологиями на сегодняшний день являются индивидуальный коучинг, МВА; реже — тренинги и семинары.

Чаще всего, сотрудники, находящиеся на топ-позиции в компании, изначально являются заказчиками обучения, а значит, они хорошо понимают, какими должны быть результаты этого процесса.

Рынок обучающих форматов для руководителей

По наблюдениям специалистов, проводящих тренинговую работу с топ-менеджерами, руководители высшего уровня в обучении преследуют три момента:

  • необычность (формы, темы, условий);
  • возможность получить «озарение» (совершить «открытие» самому);
  • новые «фишки» из практики работы, которые могут натолкнуть их на оригинальное видение, идею.

Многие тренинговые компании, вузы, бизнес-школы постоянно экспериментируют и стараются предложить программы, на их взгляд, удовлетворяющие упомянутым ожиданиям. Однако четкого представления о том, что может реально быть полезным топам, у них все-таки нет. Не зря так популярны различные форумы, конференции, круглые столы на тему «Проблемы обучения топ-менеджеров».

Тенденцией рынка обучающих программ для руководителей в 2005 году стало развитие игровых проектов. Именно этот формат стал наиболее точным ответом на ожидания менеджеров высшего звена. Преимущество продолжительных деловых игр (от 2 до 7 дней) перед тренингами и семинарами кроется в синтезе сильных сторон интерактивного обучения и высокой степени драйва, азарта, который захватывает участников, стимулирует их максимальную включенность в процесс, а затем и стремление проанализировать полученный опыт, сделать выводы.

В первую очередь интрига, непредсказуемый результат подкупают людей, которым в ежедневной деятельности часто начинает казаться, что «потолок» их умений и навыков уже близко. Топ-менеджер, в отличие от многих других сотрудников, обладает достаточно обширными знаниями, а главное — управленческим опытом. При этом темп его работы редко позволяет осмыслить этот опыт, превращая его в технологии и четкие структурированные выводы. Игровое пространство как раз помогает сначала увидеть «шаблонные» реакции участника на поставленную «жизнью» задачу, а затем взглянуть на нее под другим углом зрения и, в дальнейшем, размышлять в новом, «перпендикулярном» направлении, пробуждая креативность. Вот отзывы, которые обычно можно услышать от руководителей компаний после хорошо проведенной игры:

«Я думал, что в области управления мне известны все основные методы и приемы. Однако на игре я открыл для себя новые источники развития бизнеса. Самое главное — я не просто получил новые знания, а понял, как, например, без больших конфликтов и сопротивления провести изменения, обновить систему мотивации, переменить собственный стиль коммуникации».

«Принимая участие в игре, я хотела увидеть примеры успешного ведения бизнеса других компаний, но через некоторое время почувствовала вкус к творчеству, поиску и реализации собственных идей. С игры я уехала с 10-ю страницами планов развития своего департамента».

Классификация бизнес-игр существующие на рынке предложения игровых проектов для бизнеса, целевой аудиторией которых являются топ-менеджеры, условно можно разделить на четыре категории:

  • симуляции рыночной среды (моделирование жизненного цикла предприятия и др.),
  • стратегические и финансовые симуляции с применением компьютерных технологий,
  • ролевые (драматические) форматы,
  • настольные бизнес-игры.

В каждой из этих категорий можно найти дополнительные основания для дальнейшей классификации, но мы предлагаем ограничиться общим обзором (см. Таблицу).

Таблица. Обзор бизнес-игр.

Типы деловых игр Основное отличие Цель Возможности и ограничения
Симуляции рыночной среды Аудитория: от 30 до 200 человек.
Продолжительность:3-7 дней.
Содержание. Сквозной целостный сценарий жизни компании на моделируемом рынке. Участники организуют и управляют фирмами, зарабатывая игровые деньги.
Другой вариант: участники инвестируют, берут кредиты и добиваются рентабельности по заданному игровому сценарию (также с игровой валютой).
Анализ сильных и слабых сторон участников по компетенциям, раскрываемым в каждом тематическом дне. Обязательные индивидуальные рекомендации по развитию при разборе результатов дня. Высокая степень вовлеченности каждого участника, большое количество идей, демонстрация опыта разных игроков, разнообразие материала по групповой и индивидуальной аналитике.Минусом может стать усталость от интенсивной интеллектуальной нагрузки в первую треть игры. Есть опасность попасть на игру с людьми очень разного уровня подготовки («весовой категории»).
Стратегические и финансовые симуляции с компьютерным моделированием Аудитория ограничена только количеством компьютерных мест.
Продолжительность: 3 дня (варианты обсуждаются).
Содержание. Моделируются, например, полугодовые периоды жизни компании. Задача участников — принимать стратегические решения. Компьютерные средства и присутствующие эксперты помогают делать выводы о наиболее правильных решениях.
В других вариантах — участники управляют денежными потоками. Игра строится на постулатах книг Р. Кийосаки. Аналогично предыдущему формату.
Четкие, технологичные игровые «периоды», жесткий тайминг (в привязке к ПО игры). Объективная компьютерная оценка.Возможный минус — шаблонность подходов и сравнений, зависимость от компьютерных технологий (жесткие требования по привязке к энерго- и IT-инфраструктуре во время игры).
Ролевые (драматические) форматы Аудитория: от 6 до 60 человек. Самое большое разнообразие форматов: от управленческих поединков до корпоративных управленческих театров. Задача участников — добиваться максимального вживания в роль по заданному сценарию. Отработка ролевой гибкости, развитие энергетического потенциала, тренировка навыков влияния. Высокая увлекательность и «драйв». Серьезная индивидуальная помощь в снятии комплексов и психологических зажимов.Возможный минус — находящийся в роли наблюдателя, не получит эффекта от участия в игре. Если ведущий будет слабым профессионалом — высока вероятность получения стресса или психологического шока в некоторых моментах игры.
Настольные бизнес-игры Аудитория: от 4 до 12 человек.
Продолжительность: несколько часов; в формате турнира — до 2 дней.
Содержание. Самые частые направления — менеджмент, финансы, банковское дело, инвестициям и т. п. Игры проходят на картонном игровом поле по типу игры «Монополия». Освоение алгоритмов управления и технологизация навыков в узких областях компетенций топ-менеджеров (финансовое планирование, анализ SWOT, PIMS, и т. д.). Простота, понятность — главные плюсы настольных игр.Минусы — быстрое привыкание и однообразие. Часто — слабая аналитика происходящего.

Из приведенных в таблице примеров наибольшей популярностью в 2005 году пользовались первые два вида игр. Возможно проведение одновременно игр нескольких категорий, как, например, в смешанном варианте настольной и симуляционной игры «Экономика», дополняющей программы обучения топов по бюджетированию и финансовому планированию.

Топ-менеджеры охотно принимают участие в играх, которые изначально разрабатываются для менеджеров среднего звена, и это также может быть для них весьма полезным. Такие проекты немного проще, в них чаще, как в тренинге, отрабатываются практические навыки. Однако, в отличие от него, это все же игры, предполагающие турнирные форматы с так называемыми «crazy«-блоками (нестандартными, очень креативными заданиями).

Homo Managerus. Примером современного подхода к обучению топов может служить деловая игра «Homo Managerus», ориентированная, в первую очередь, на аудиторию топ-руководителей и перспективных менеджеров среднего звена. Участники в течение 5-и полных дней играют на смоделированном рыночном пространстве, организуя собственные компании, зарабатывая виртуальные деньги (управляя 1 миллионом игровых единиц), принимают и увольняют сотрудников, выходят из кризисных ситуаций и т.д. Каждый день игры посвящен конкретной теме — управленческой компетенции, в зависимости от которой подбираются задания:

  • «Менеджмент и менеджер» — выбор бизнес-идеи, создание организаций, привлечение персонала, бизнес-планирование;
  • «Маркетинговое мышление» — формулирование философии своего бизнеса, выстраивание маркетинговых коммуникаций, управление имиджем, решение «форс-мажорных» маркетинговых задач;
  • «Деловые коммуникации» — выбор стратегии общения на рынке, ведение деловых переговоров с партнерами и конкурентами;
  • «Креативность в бизнесе» — выполнение творческих заданий, опробование новых креативных инструментов менеджера, поиск нестандартных решений в моделируемом бизнесе;
  • «Мотивация» — исследование мотивации персонала своей компании, задачи на привлечение новых сотрудников, решение задач на принятие непопулярных мер, но с сохранением кадров, оценка собственного типа мотивации в работе.

Миллион игровой валюты полностью уходит на «игровой рынок». В конце мероприятия оценивается заработанный участниками капитал — составляется своеобразный рейтинг успешности менеджеров в обучении. Например, в первый день созданные игроками «организации» защищают перед «инвестфондом» свои бизнес-идеи и бизнес-планы по их реализации. «Инвестфонд», состоящий из тренеров и специально приглашаемых экспертов, может уже на старте присудить «предприятию» первоначальный капитал за необычность идеи, которая обещает хорошие рыночные показатели. В следующие дни компании «зарабатывают» и «теряют» свои капиталы, решая маркетинговые задачи, проводя переговоры, управляя своим имиджем, нанимая новых сотрудников. При этом образовательные пласты, которые удается «распахать» за эти 5 дней, намного шире обычных финансовых показателей. Игроки развиваются, актуализируют свой потенциал, — демонстрируя свои управленческие качества, раскрывая лидерские возможности. Несколько раз в день тренеры разбирают с участниками закончившийся игровой эпизод, вместе делают выводы, анализируют наблюдения, собирают возникающие идеи.

В результате одной из игр несколько «жестких» по стилю работы руководителей неожиданно для себя увидели, какой дополнительный результат в их деятельности может дать развитие «управленческой гибкости». Один директор сети, распространяющей печатные издания, разглядел маркетинговый ход, который позволит экономить на логистике несколько десятков тысяч долларов ежемесячно, путем выгодной продажи просроченных изданий под «событийным соусом» для читателей.

Типология интеллектуальных способностей

Создавая многие бизнес-игры, определяя условия и содержание, их авторы опираются на самые разные концепции (оргдеятельностный подход Щедровицкого, социо- и психодраматические подходы — Морено, Фопель и др., латеральный — Э. де Боно и др.). В нашем случае, разрабатывая игру, мы исходили из типологии интеллектуальных способностей, которые выделил Г. Гарднер:

  • вербальный интеллект — определяется умением ставить и решать проблемы, пользуясь языковыми средствами, а также особой восприимчивостью к звучанию слова и фразы, к их грамматическому строю, что особенно свойственно поэтам и писателям;
  • музыкальный интеллект — способность воспринимать музыкальные образы и выражать их в мелодии и ритме (существует независимо от других дарований, полностью отделен от языка);
  • логико-математический интеллект — способность к дедуктивным умозаключениям, лежащим в основе научной деятельности;
  • пространственный интеллект — умение воспринимать пространственные свойства и отношения, преобразовывать имеющиеся образы и решать мыслительные задачи, пользуясь зрительными представлениями;
  • моторный интеллект — способность к определенным практическим действиям с предметами, а также умение владеть своим телом (в наибольшей степени присущее спортсменам, танцорам и т. д.);
  • внутриличностный интеллект — позволяет человеку проникать в потаенные глубины своих переживаний и мыслей (высоко развит у писателей и врачей-психиатров);
  • межличностный интеллект — способность к эмпатии, пониманию настроения людей, их намерений и чувств (очень развит у политических и религиозных лидеров, учителей и врачей с большим опытом).

Обучение и тренировка, согласно представлениям Гарднера, не в состоянии повысить базовые интеллектуальные способности по переработке информации. Но, как правило, их перечисленные типы играют решающую роль в реализации умственного потенциала. Например, в игре «Homo Managerus» включенность каждого из этих видов интеллекта определенным образом распределена с помощью специальных игровых заданий.

Таким образом, успешный опыт использования бизнес-игр показывает, что данный формат позволяет систематизировать знания в области экономики, менеджмента и маркетинга, осваивать практические деловые навыки, повышающие эффективность действий руководителей в современных условиях. Этот формат будет востребован как одна из форм обучения российских топ-менеджеров.

Статья опубликована в «Справочнике по управлению персоналом», № 2 2006