Корпоративная «кухня» («Элитный персонал», № 24, июнь, 2003)

201505.12
0

Иванов Александр

Вопросы, связанные с корпоративной культурой приобретают все большее значение для современного бизнеса. Уже не вызывают улыбки кодексы корпоративной этики, корпоративные гимны. Корпоративная культура есть во всех организациях, но порой ее контуры все чаще приобретают довольно причудливые формы, которые рождаются как спонтанно, так и весьма запланировано. Те или иные элементы корпоративной культуры, с одной стороны, являются офисной «Кухней», а с другой — специально разработанными акциями по формированию в компании общего видения.

Формирование командного духа

Тренинговый формат очень часто актуален для реализации проектов по корпоративной культуре. Хотя эффективно действующая команда может быть сформирована не только в ходе тренинга по командообразованию.

Иногда сами клиенты предлагают весьма интересные идеи на тему формирования командного духа. Например, в практике компании «БЕСТ-Тренинг» был и «Сафари менеджмент» — тренинг с элементами командообразования в содержательной части (отработка основных менеджерских навыков), и постановка корпоративного мюзикла об истории развития компании, и многое другое.

Тренинг по командообразованию достаточно часто рассматривается как один из ключевых этапов организационного развития, особенно когда речь идет о запуске в компании большой программы обучения или процесса изменений. Необходимость в сплочении коллектива очевидна, если ставится задача «легализации» основных корпоративных ценностей для сотрудников всей компании, а также при формировании управленческой команды – группы развития. Событийный или проектный акцент приобретает важный смысл. Очень часто отсутствие результатов тренинга по командообразованию списывают на непрофессионализм тренеров, хотя ситуация может быть тупиковым. Представьте себе компанию, в которой ключевые ценности и цели не сформулированы. Под каким флагом объединяться? Зачем? Где единственный и неповторимый путь развития? Что потом?

Практическая плоскость

Практика показывает, что эффект от тренинговой формы (отработка навыков) недостаточно очевиден без перевода ее в практическую плоскость. Даже банальные коммуникационные тренинги не дают никакого эффекта, если использование навыков не поддержано управленческими механизмами. Например, судите сами – зачем оператору на телефоне менять своё «Аллё…» на стандарт, принятый в компании, если его оплата труда от этого не изменится. Поддержка результатов любого тренинга менеджментом компании – тот самый момент истины. «Ритуальные танцы» вокруг «корпоративного тотема» заканчиваются весьма прозаическими планированием, контролем, отчетностью, делегированием и мотивацией. Банально, но факт – эффективность команды формируется в большей степени в регулярной деятельности компании, когда заявленные ценности реально существуют, и приверженность им всех сотрудников поддержана высшим руководством.

Что и когда выбирать?

Конечно, при всем разнообразии альтернатив возможны разные сюжеты, и мы рассказали Вам лишь некоторые из них. Очень часто, заказывая тренинг по командообразованию, руководство компании мотивирует это своими личными соображениями: «Надо создать команду». На самом деле это не факт, а только субъективное видение процесса. Может получиться так, что проблема совсем не в этом. Команда уже есть. Возможно, сотрудникам компании необходимо побороть некоторые внутренние барьеры, свои комплексы или добавить креативности, преодолеть творческий кризис. Реальность может быть разной, и ее необходимо оценивать, опираясь только на объективный анализ всех процессов внутри компании. Иначе получится именно то, что уже было описано выше: все супер, а результата нет. Team-building в форме тренинга может стать весьма ярким штрихом на этапе организационного развития.