Путь Лидера. Руперт Мердок.

201505.12
0

В современном мире портфельных инвесторов и финансовых спекулянтов 80-летний Руперт Мердок является одним из самых ярких представителей племени бизнес-магнатов старого типа, наподобие Форда и Рокфеллера — тех, у кого за плечами было конкретное Дело.
Сегодня созданная им медиа-империя оказалась под ударом из-за скандала вокруг принадлежавшего ему британского издания News of the World.
На слушаниях в Палате общин всемогущий магнат, расположения которого долгие годы искали британские политики, выглядел смиренным и подавленным. Газетные комментаторы сравнили его с Гудвином из "Волшебника из страны Оз", который лишь казался "великим и ужасным".
Но как он сумел пройти путь от издателя вечерней газеты в провинциальном и сонном австралийском городе до владельца всемирного информационного конгломерата?

Все началось почти 60 лет назад, когда молодой Мердок унаследовал от отца вечерний таблоид "Аделаида ньюс".
В борьбе за читателя газету теснило аналогичное конкурирующее издание — "Аделаида геральд".
Благодаря острым материалам и броским заголовкам "Аделаида ньюс" сумела завоевать местный рынок.
Первый успех принес деньги, и Мердок принялся расширять бизнес, прикупив газеты в австралийских штатах Виктория и Квинсленд.
 

"Всякий любит власть"
Ему было около тридцати, маститые соперники все еще называли его "мальчишкой" и не принимали всерьез, но Мердок уже тогда почувствовал вкус к политике.
"Разумеется, всякий любит власть, — заявил он в одном из первых собственных интервью в начале 1960-х годов. — Для меня увлекательно делать газеты, и не менее увлекательно посредством их участвовать в общественных дискуссиях".
В 1960 году Мердок приобрел свое первое серьезное издание, сиднейскую "Дейли миррор".
Газета принадлежала крупной медиа-группе Fairfax. Бриллиантами в ее короне были самые многотиражные и авторитетные австралийские газеты, "Мельбурн эйдж" и "Сидней морнинг геральд", а "Дейли миррор" терпела убытки.
"Они довели "Дейли миррор" до ручки и решили подсунуть ее Мердоку, рассчитывая, что он разорится на этом деле, — вспоминает работавший в те годы с Мердоком журналист Эрик Уолш. — Именно так все и было. Они взяли Руперта на понт, и он купил газету. Но он сумел привлечь лучших журналистов из других изданий, и через полтора года "Дейли миррор" обогнала по тиражу газеты группы Fairfax".
"Они полностью недооценили Руперта. Думали легко от него избавиться, да не вышло", — резюмирует Уолш.

Рискованный проект
Но по-настоящему Мердок пошел в гору в 1964 году, когда создал на пустом месте общенациональную газету "Острэлиен". Это было амбициозное и рискованное начинание.
"Он мечтал о такой газете", — говорит Уолш.
Из-за больших размеров страны и высоких расходов на транспортировку в Австралии, так же, как в США, долгое время не было национальных изданий. В каждом крупном городе имелась ведущая газета, доминирующая на местном рынке. Мердок решил заполнить незанятую нишу — и снова успех!
Но на первых порах дело шло с трудом. Новый проект едва не разорил компанию Мердока, News Limited. Убытки составляли до 25 тысяч фунтов в неделю.
Ни фототелеграфа, ни, тем более, интернета в ту пору не было. Газета издавалась в Канберре, и оттиски надо было каждый день доставлять самолетами в столицы всех штатов, где печатались местные тиражи.
"Первое время Мердок каждый день вставал ни свет, ни заря, и спешил в аэропорт, — пишет его биограф Уильям Шоукросс. — Если стоял туман и самолеты не летали, он принимался лично убеждать пилотов, говоря, что "это не туман, а легкая дымка". И был так настойчив, что в девяти случаях из десяти добивался своего".
Газета "Острэлиен" встала на ноги и по сей день является на пятом континенте влиятельной и популярной.

Жесткий босс
Те, кто работал с Мердоком, вспоминают, что подчиненные его побаивались, но босса всегда было возможно убедить в том, что является разумным.
"Печатался первый номер "Острэлиен", — вспоминает Эрик Уолш. — Ажиотаж творился дикий. Мы все во главе с Мердоком пришли в типографию и наблюдали за работой печатных машин. Вдруг я заметил сразу две ошибки — неправильную дату и опечатку в заголовке. Два раза сказал об этом заместителю главного редактора, но он мялся, явно боясь обратиться к Мердоку. Тогда я сам подошел к боссу, и он немедленно велел остановить станки и отправить уже отпечатанный тираж в макулатуру".
По словам Уолша, Мердок был демократичен в общении и в одежде, и ходил в рубашке с короткими рукавами в ту пору, когда галстук считался обязательным атрибутом делового человека.

Стиль Мердока
К концу десятилетия Мердоку стала тесна Австралия. В 1969 году он приобрел свое первое лондонское издание — ту самую News of the World — но прошло еще немало времени, пока он избавился от определения "австралийский газетный магнат" и сделался фигурой мирового значения.
"Он всегда знал, что покупать, — писал Уильям Шоукросс. — Но это было лишь начало. Кроме нюха на перспективные проекты, он обладал еще невероятным упорством и креативностью. За что бы ни брался Мердок, он действовал по одной схеме: увидеть новую возможность, долбить в одну точку, пока дело не начнет приносить прибыль, и конвертировать успех во влияние".

Медиа-империя Руперта Мердока во всем мире
Компания Мердока News Corporation имеет глобальный охват, она работает в большинстве стран, и ее ежегодная прибыль превышает 31 млрд долларов. Вот некоторые ключевые элементы деятельности News Corporation по всему миру.
Австралия и Новая Зеландия
News Corporation владеет 44% Sky Network в Австралии — стране, где родился Руперт Мердок, а также Новой Зеландии. Кроме того, он участвует в конкурсе за право стать оператором спонсируемой правительством международной телесети, которая в настоящее время управляется национальным каналом ABC.
Компания также владеет 150 национальными и региональными изданиями в Австралии, включая Australian, Telegraph и Herald Sun.
У News Corporation 50% акций в Premier Media Group, которая управляет девятью каналами Fox TV в Австралии
Азия
Под именем Star News Corporation владеет девятью кабельными каналами по всей Азии и владеет значительным процентом акций в восьми других.
Она также владеет 20% индийского канала Tata Sky.
Компания Мердока также владеет контрольным пакетом акций газеты Post Courier, издающейся в Папуа — Новой Гвинее, а также владеет азиатской версией газеты Wall Street Journal.
Европа
News Corporation является владелицей 39% акций телевещательной сети British Sky Broadcasting (BSKyB), которую Руперт Мердок надеется приобрести полностью.
NoW была самым популярным еженедельным изданием в Британии, ее тираж составлял около трех миллионов экземпляров еженедельно. После ее закрытия News Corporation владеет тремя британскими газетами — Times, Sunday Times и Sun.
В Италии News Corporation является собственником Sky Italia, а в Германии она владеет 45% акций Sky Deutschland.
Африка и Ближний Восток
News Corporation имеет 9% акций сети Rotana, у которой множество телеканалов на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Латинская Америка
News Corporation имеет значительную долю акций трех латиноамериканских вещателей — LAPTV, Telecine и Fox Telecolombia.
США и Канада
Компания Руперта Мердока владеет рядом известных американских изданий, включая Wall Street Journal и New York Post, а также целым спектром финансовых изданий, включая Barons и MarketWatch. Кроме того, она также управляет рядом информационных агентств.
Компания Мердока также является собственником телеканалов, входящих в сеть Fox и National Geographic. Она владеет 27 региональными телеканалами. Сам Руперт Мердок называл влиятельный популярный телеканал Fox News "просто неудержимым".
10 компаний, принадлежащих News Corporation, включая 20th Century Fox и Fox Searchlight Pictures, которые главным образом работают в США, получили в 2010 году прибыль в размере около 7,6 млрд долларов.
Компания также имеет около трети акций популярного американского видеосервиса Hulu.
По всему миру
News Corporation владеет издательством HarperCollins Publishing в США, Канаде, Европе, Новой Зеландии и Австралии, а также владеет частью акций HarperCollins Asia.
Она также является собственником нескольких маркетинговых и цифровых медиагрупп. Недавно Руперт Мердок продал свою часть акций социальной сети MySpace за 35 миллионов долларов.
Продукция телеканалов, входящих в сети Fox и National Geographic, чрезвычайно популярна во всем мире из-за своих информационных и развлекательных программ.

Источник: http://www.bbc.co.uk/