Ицхак Адизес: жизненные советы для компаний и людей

201505.12
0

Что думает гуру менеджмента о лидерстве, авторитете, ошибках и российских руководителях.

«В бизнесе чужая проблема – это ваша потенциальная возможность, и наоборот», — наставляет Ицхак Кальдерон Адизес, которого редко называют иначе, чем «гуру менеджмента». RB.ru записал, что думает о жизни компаний и жизни людей автор 7 книг по управлению, знаменитый бизнес-технолог, который в разное время консультировал крупнейшие международные компании и правительства разных стран.

Сейчас Ицхак Адизес много времени проводит в России. Помимо того, что он является научным консультантом программ Executive MBA и MBA в Институте бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ, он консультирует Сбербанк. Обсуждать проблемы банка с корреспондентом RB.ru Адизес отказался, сославшись на контракт. Ясно лишь, что на будущее этой организации он смотрит оптимистично. Он заявил, что верит в нее и порекомендовал главе Сбербанка Герману Грефу нанять биографа, чтобы фиксировать все изменения, происходящие в компании.

Главная проблема всего российского бизнеса – это, с точки зрения Адизеса, авторитарное руководство.

О России. В России – авторитарная культура, поэтому люди здесь очень тихие. В присутствии начальства подчиненные бояться рот открыть. Вот это, на мой взгляд, самая большая проблема российского бизнеса, но руководители это проблемой не считают – для них это часть культуры, и все.

Об авторитете. Даже авторитетные люди делают ошибки. Высказывайтесь, не надо бояться авторитетов.

О предпринимательстве в России. Считается, что в России нет предпринимательства. Это не так, оно есть, но система в вашей стране не подходящая, авторитарная, поэтому люди занимаются предпринимательством в свободное от работы время.

О коррупции. Коррупция – это худшая болезнь, которая может поразить страну. У меня против нее нет средства. Придется подождать, когда это пройдет.

Об издержках. Российские компании для того, чтобы увеличить прибыль, всегда стремятся сократить издержки. Но не лучше ли вместо этого увеличить выручку? Для этого надо просто повернуться к рынку лицом. Предприниматели работают с выручкой, а бюрократы – с издержками.

О продукте. Если люди покупают ваш продукт – это еще не значит, что он их удовлетворяет. Подтверждением удовлетворения может служить только возвращение клиентов к вашему продукту. Животные идут на водопой туда, где есть вода, а не туда, где ее нет. Так и люди: они не идут туда, где их потребности не удовлетворяются.

О любви. Вы должны любить свой бизнес, любить клиентов и поставщиков, и это к вам вернется. Стив Джобс любил компьютеры, любил свое дело, вот что им двигало.

О клиентах. Узнайте, что нужно вашим клиентам. Не надо угадывать, просто узнайте.

Об успехе. Бизнесу, чтобы быть успешным, надо обеспечить удовлетворение потребностей в долгосрочной перспективе. Потому что потребности меняются.

О планировании. Планировать – не значит решить, что вы будете делать в следующем году. Планировать, значит решить, что вы будете делать сегодня с оглядкой на то, что следующий год настанет.

О лидерстве. Есть такие люди, у которых получается находить решения, но не получается их реализовывать. А есть люди, у которых все наоборот. Поэтому для управления не нужно искать супер-лидера, вместо этого нужно создать управленческую команду.

О гениях. Если гении и существуют, то они очень редки. Все рекомендации по управлению компанией должны даваться исходя из того, что во главе ее стоит не гений, а обычный человек.

О браке. Муж и жена – это управленческая команда. Поэтому невозможно нормально воспитать ребенка в одиночку. Для того, чтобы построить бизнес, тоже нужна управленческая команда, потому что это то же самое, что растить детей.

О руководителе. Руководитель должен создать среду, которая способствует принятию более качественных управленческих решений. Ему следует выслушать всех коллег и найти среди предложенных решений самое лучшее, только и всего.

Об изменениях. Что такое изменения? Изменения – это появление чего-то такого, чего раньше не было. Новое – это проблема. Поэтому многие люди пытаются остановить изменения, чтобы избежать проблем. Но стоять на месте нельзя. Вы будете стоять, а другие будут меняться. В результате они обгонят вас и съедят ваш завтрак.

О менеджменте. Суть менеджмента в том, чтобы управлять изменениями, справиться с ними.

О проблемах. Проблемы – это потенциальные возможности. Как превратить одно в другое? Главное: столкнувшись с проблемой, не задавать вопроса «почему?». Это пустая трата времени, ответа на этот вопрос не существует. Вместо этого надо задать вопрос «зачем»? Зачем я столкнулся с этой проблемой, для чего она послана мне, какой урок я смогу из этого извлечь? В бизнесе чужая проблема – это ваша потенциальная возможность, и наоборот.

Об ошибках. Как-то я ужинал с владельцем крупной компании. Ему позвонили, он вышел, чтобы поговорить, а когда вернулся, лицо его стало вытянутым от удивления. Я спросил, что случилось. «Мне только что сообщили, что я потерял $20 млн», — ответил он. «Ну и как ощущения?», — поинтересовался я. Он ответил: «Жизнь преподала мне огромный урок, и он стоил мне $20 млн. Мне повезло. Потому что не каждый человек может позволить себе потратить такую сумму на обучение».

Опубликовано на сайте rb.ru