Блок 4. Управление проектами

Тренинговые программы Best T&D Group

Содержание

Тематический блокНазвание тренинга
4Управление проектами и процессами4.1 Управление проектами (1 уровень)
4.2 Управление проектами (2 уровень)
4.3 Управление проектами (3 уровень)
4.4 Управление бизнес-процессами / Процессный подход в управлении

 

Реализация любой из тренинговых программ, представленных в Блоке 4. «Управление проектами и процессами», состоит из 3-х основных этапов:

  1. Предтренинговая подготовка;
  2. Проведение тренинговой программы;
  3. Посттренинговая поддержка.

Представленные тренинговые программы:

  • являются рекомендуемыми, могут быть адаптированы и дополнены под индивидуальный запрос Клиента с учетом специфики бизнеса и целевой аудитории обучения;
  • проводятся в режиме интенсивного взаимодействия тренера-консультанта с участниками, включают в себя большое количество примеров и практических заданий;
  • предусматривают возможность отработки новых инструментов на примере кейсов из реальной практики Клиента.

Распределение времени в структуре тренинговых программ:

30% - Теоретический материал;

40% - Упражнения, кейсы;

20% - Работа участников: мозговые штурмы, обсуждения, разбор конкретных примеров;

10% - Консультации по вопросам слушателей на тему тренинга.

4.1 «Управление проектами» 1 уровень

Продолжительность тренинга: 2 тренинг-дня

Рекомендуемое количество участников: до 16 человек

Цель тренинга:

— Сформировать у участников системный подход к управлению проектами, передать основные навыки технологий создания и реализации проектов.

По окончании тренинга участники смогут:

Осознать, что такое «проект» и «управление проектом»;

Научиться разрабатывать проект используя различные инструменты планирования;

Познакомиться с методами управления проектов;

Использовать приобретенные знания в практической работе.

Содержание программы:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОКСОДЕРЖАНИЕ БЛОКА
1. ЦИКЛ И СТРУКТУРА ПРОЕКТА—     Основные понятия: "проект", "управление проектом";

—     Содержание и структура проекта;

—     Фазы проекта.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА—     Проектная «матрешка» - многофакторная модель;

—     Разработка концепции проекта;

—     Инструменты планирования проекта:

- Сетевой график (Гантт, PERT);

- Целевой план;

- Структурная Декомпозиция работ;

- Диаграмма по методу критического пути;

- Параметрическая оценка бюджета проекта, оценка «снизу-вверх».

3. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ—     Методы управления проектом;

—     Инструменты управления проектами:

- Риск-анализ «Монте Карло»;

- Матрица заинтересованных сторон;

- Матрица координации изменений;

- Линия исполнения;

- BCF анализ;

- Диаграмма причин и следствий;

- Связь между наборами инструментов управления проектами, типом проекта и размером проекта.

—     Опрос участников о заинтересовавших их инструментов управления проектами.

4. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА - СОЗДАНИЕ ПРОЕКТОВ (возможно - самостоятельно с супервизией)—     Концепт проекта;

—     План проекта;

—     Проектная «матрешка» в схемах;

—     Управление развитием и деятельностью команды;

—     Упражнения на координацию деятельности в проекте;

—     Анализ деятельности по реальным проектам (выход на идеи по оптимизации и усилению эффективности).

4.2 «Управление проектами» 2 уровень

Продолжительность тренинга: 2 тренинг-дня

Рекомендуемое количество участников: до 16 человек

Цель тренинга:

— Сформировать у участников системный подход к управлению проектами, передать основные навыки технологий создания и реализации проектов.

По окончании тренинга участники смогут:

Осознать, что такое «проект» и «управление проектом»;

Научиться разрабатывать проект используя различные инструменты планирования;

Познакомиться с методами управления проектов;

Использовать приобретенные знания в практической работе.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОКСОДЕРЖАНИЕ БЛОКА
1. ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ—     Обзор международных стандартов по управлению проектами (pmbok, iso21500);

—     Критические факторы успеха проекта;

—     Организационные структуры;

—     Области знаний и процессы управления проектами.

2. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТЬЮ ПРОЕКТА—     Планирование управления предметной областью;

—      Определение требований к проекту;

—     Разработка иср. Разработка иср в ms-project 2016.

3. УПРАВЛЕНИЕ СРОКАМИ ПРОЕКТА—      Определение операций проекта;

—      Определение взаимосвязей;

—      Определение требований к ресурсам проекта;

—     Расчет длительности работ;

—     Разработка и оптимизация календарного плана в информационной системе управления проектами.

4. УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ПРОЕКТА—      Оценка стоимости работ;

—     Расчет сметы проекта;

—     Расчет бюджета проекта в информационной системе.

5. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРОЕКТА—     Идентификация рисков;

—     Оценка рисков;

—      Разработка противорисковых мероприятий;

—     Управление рисками проекта с использованием информационных систем.

6. КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА—     Требования к системе контроля в проектной деятельности;

—     Методы оценки состояния работ;

—      План-фактный анализ проекта;

—     Метод освоенного объема;

—      Контроль исполнения проекта в информационной системе.

4.3 «Управление проектами» 3 уровень

Продолжительность тренинга: 3 тренинг-дня

Рекомендуемое количество участников: до 16 человек

Цель тренинга:

  • Усовершенствовать систему знаний, основанную на взаимосвязи стандартных процессов управления проектом;
  • Углубить навыки управления с использованием современных информационных систем управления проектами.

По окончании тренинга участники смогут:

Сформировать представление о специфических особенностях менеджмента проектов;

Корректно работать с ключевыми элементами проектного менеджмента: сложность, цель, проектная идея, концепция, план проекта и т.п.

Разрабатывать грамотную систему контроля над реализацией проекта, при необходимости корректировать содержание проекта;

Учитывать особенности поведения сотрудников, работающих над проектом;

Проанализировать и/или сделать несколько шагов в разработке собственных проектов;

Актуализировать собственный и получить игровой опыт проектной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОКСОДЕРЖАНИЕ БЛОКА
0. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ ПРОЕКТОВ»—      Виды      менеджмента,      которые       идентифицированы

теоретической наукой;

—     Значимые отличия видов менеджмента друг от друга;

—     Место проектного менеджмента в этой системе;

—     Методология управления проектом как профессиональная компетенция менеджера (руководителя).

1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ—     Проект: его контекст, цель(и), жизненный цикл, участники, заинтересованные стороны и т.п.

—     Сущность управления, как деятельности при реализации проектной задачи / «Силовое векторное поле вокруг подвижной субстанции» /

—     Менеджер проекта: его цели, задачи, функции, его

взаимодействие        с         участниками        проекта          и

функциональными руководителями компании;

—     Организационная структура проекта: выбор оптимальной структуры в соответствии с целями проекта;

—     Этапы управления проектом: инициация, планирование, организация выполнения, управление изменениями, анализ, и завершение проекта;

—     Реализация: стратегия, проблемы, технология.

2. АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА—     Корректность формулирования сложности/проблемы, для которой разрабатывается проект;

—     Качественная формулировка целей проекта (SMART инструмент необходимый, но недостаточный. Вопросы, на которые необходимо ответить дополнительно);

—     Оформление ПРОЕКТНОЙ ИДЕИ: зеркало прогрессивных преобразований;

—     Инициирование и формализация проекта;

—     КОНЦЕПЦИЯ проекта: оценка жизнеспособности;

—     Поиск спонсоров и заинтересованных сторон проекта.

Согласование      целей и           результатов проекта с

заинтересованными сторонами.

3. ПЛАН ПРОЕКТА—     Как декомпозировать ЦЕЛИ проекта в его РЕЗУЛЬТАТЫ (Создание дерева целей);

—      Планирование проекта:

- перевод РЕЗУЛЬТАТОВ в ЗАДАЧИ;

- Перевод перечня ЗАДАЧ в план СОБЫТИЙ и операций.

—     Виды и способы отображения плана проекта. Календари операций и ресурсов (линейный график, сетевой график, метод критического пути, диаграмма Гантта);

—     Управление ресурсами и резервами, поиск дефицитных ресурсов;

—     Анализ и разрешение ресурсных конфликтов (выравнивание, оптимизация, приоритеты, сопоставление, структурирование);

—     Удерживание целей проекта: проверка соответствия Плана Целям проекта;

—     Анализ плана проекта: как можно выявить резервы, ошибки и потенциальные риски.

4. КОНТРОЛИНГ ПРОЕКТА—     Особенности функции контроля в проекте: изменения, не неизбежность, а норма;

—     Процессы для контроллинга проекта: формы для отражения процессов;

—     Управление отклонениями проекта;

- до какого уровня показатели — лишь статистика и необходимость регулирования;

- когда необходимо Принятие решений о коррекции: ресурсов, задач, результатов целей проекта.

—     Формализация изменений, вносимых в проект.

5. УПРАВЛЕНИЕ ЛЮДЬМИ В ПРОЕКТЕ—      Навыки межличностной эффективности менеджера при

руководстве проектом: распределение задач                      и

координация деятельности исполнителей;

—      Ощущение и восприятие сотрудниками ответственности при работе в проекте;

—      Мотивирование и контроль персонала (или все-таки команды?) проекта;

—      Значение эффекта командного взаимодействия при реализации проекта: развитие команды проекта как задача руководителя;

—      Симптомы наличия проблем с командой;

—      Циркулирование полномочий среди участников проекта.

6. БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЯ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»Настольная игра с Искусственным Интеллектом.

Воспроизводит процесс реализации проекта в его многозадачности, необходимости удерживать интересы нескольких заинтересованных сторон, управлении командой, финансовыми и временными ресурсами.

Позволяет прочистить важные компоненты Проектного менеджмента.

Является «ядром» разделов 3,4,5.

Дополнительно тренирует приоритезацию, эффективность принятия решений в условиях цейтнота, лидерство и навыки аргументации.

Тайминг игры:

- 60 минут — легенда, правила и пробные ходы;

- 150 минут — игра;

- 90 минут — анализ и рефлексия.

4.4 «Управление бизнес-процессами / Процессный подход в управлении»

Продолжительность тренинга: 2-3 тренинг-дня (16-24 ак. часов)

Рекомендуемое количество участников: до 15 человек

Автор программы и тренер: Игорь Алёшин

Актуальность процессного управления:

Успех большинства организаций во многом зависит от того, насколько чётко в ней выстроены бизнес-процессы. Ведь если увеличиваются сроки выполнения заказов, падает качество продукции и не довольны клиенты - с большой вероятностью проблему можно решить, обратив внимание на оптимизацию своих бизнес-процессов.

Аудитория тренинга:

Собственники, руководители и сотрудники, заинтересованные в оптимизации бизнеса и (не безосновательно) рассматривающие процессный подход как один из инструментов повышения операционной эффективности своих подразделений и компаний.

Цель тренинга: передать знания и закрепить навыки управления и оптимизации бизнес-процессов.

Тренинг содержит более 10 кейсов (упражнений), закрепляющих материал тренинга (подбираются под Заказчика). Возможны практические занятия на компьютерах по моделированию процессов в различных нотациях (BPMN, ARIS VAD, ARIS eEPC, IDEF0, блок-схема, кросс-функциональная блок-схема/ swim lanes, VSM и т.д.).

По окончании тренинга участники получат:

Системные знания о процессном подходе в управлении;

Первичные навыки «правильного» выделения, моделирования, анализа, оптимизации, регламентации и контроллинга бизнес-процессов;

Понимание направлений дальнейшей оптимизации своих бизнес-процессов;

Понимание особенностей внедрения в организации технологии процессного управления.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОКСОДЕРЖАНИЕ БЛОКА
1. ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ—     Уровни зрелости процессов и процессного управления;

—     Подходы в управлении: процессный, проектный и функциональный;

—     Стратегическое управление процессами;

—     Процесс и его окружение (владелец, цель, продукт, входы и выходы и т.д.);

—     Классификация процессов;

—     Жизненный цикл и технология управления процессами Алёшина Игоря.

Кейс 1: «Процессы VS Проекты»

Кейс 2: «Классификация процессов»

2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ—     Обзор нотаций моделирования процессами (BPMN, ARIS VAD, ARIS eEPC, IDEF0, UML, SIPOC, блок-схема, swim lanes, VSM и т.д.);

—     Программного обеспечения (ПО) моделирования и управления процессами;

—     Технологии моделирования и наименования процессов («as is» и «to be»);

—     Построение модели процессов верхнего уровня (ПВУ) компании, моделирование процессов «сверху-вниз» и «снизу-вверх»;

—     Моделирование архитектуры компании.

Кейс 3: «Выделение основных процессов» Кейс 4: «Декомпозиция процессов» Кейс 5: «Моделирование процесса»

3. АНАЛИЗ И

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ

—     Цели и виды анализа процессов (функционально­стоимостной анализ процесса, анализ рисков, логический анализ, анализ ресурсов процесса т.д.);

—     Реинжиниринг и совершенствование процессов;

—     Инструменты         оптимизации        Lean,         Бережливое

производство и 6-сигма (поток создания ценности, виды потерь, инструменты их устранения и т.д.);

—     Решение проблем в области качества с помощью цикла Шухарта-Деминга PDCA (PDSA), цикл DMAIC, анализ «голоса процесса» и «голоса клиента»;

—     Содержание проекта «Совершенствование процесса».

Кейс 6: «Анализ процесса»

Кейс 7: «Реинжиниринг и совершенствование процесса»

4. АВТОМАТИЗАЦИЯ

ПРОЦЕССОВ

—      Подходы к автоматизации процессов («водопад» vs agile,

«коробка»       vs       «самописка»),       типовые       ошибки

автоматизации;

—     Системы класса BPMS, рекомендации по применению.

5. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ПРОЦЕССОВ—     Виды регламентов и формирование процессных документов;

—     Внедрение изменений в практику, обучение и вовлечение персонала;

—     Работа с сопротивлением персонала, управление конфликтами;

—     Оценка и закрепление достигнутого результата;

—     Запуск практики непрерывного совершенствования процессов.

Кейс 8: «Разработка структуры регламента»

Кейс 9: «Разработка плана перехода от «as is» к «to be»

6. КОНТРОЛЛИНГ И НЕППРЕРЫВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ—     KPI и контроллинг процессов, индикаторы показателей («светофор» и т.д.);

—     Связь системы мотивации персонала (KPI сотрудников) с результатами их работы (KPI процессов);

—     Менеджмент идей и поддержка практики непрерывного совершенствования процессов.

Кейс 10: «HPI и контроллинг процессов»

7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОМПАНИИ—     Система процессного управления (СПУ), план внедрения СПУ;

—     Разработка процессной документации (нормативная база);

—     Процессный офис и ролевые позиции системы процессного управления, функции и этапы становления Процессный офиса;

—      Комплекс работ по совершенствованию процессов.