Статья: «Геймификация: дань моде или эффективное решение бизнес-задач?»
Леонова Елена, Руководитель практики геймификации и бизнес-игр; Александра Махотина, ведущий менеджер по маркетингу и PR
Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых.
Януш Корчак
Термин «Gamification», так активно входящий в обиход русского бизнеса, в переводе означает –игрофикация. Другими словами это использование игровых методов в неигровых контекстах.
Геймификация успешно используется и внедряется в различных сферах бизнеса, среди которых: развитие и обучение персонала, продажи, маркетинговые коммуникации, образование, социальная сфера, экология, фитнес и здоровье. В этой статье, основное внимание мы уделим отрасли HR и T&D.
Говоря об игровых методах, вспомним, что дарит нам любая игра:
- Эмоциональную разрядку;
- Безопасную симуляцию серьезных задач;
- Альтернативу жизни;
- Четкое понимание конечной и промежуточных целей;
- Путешествие в новой реальности;
- Азарт и удовольствие;
- Предоставляет реальную возможность удовлетворения амбиций.
Помимо этого участник не боится потерять лицо, получает высокие шансы на раскрытие всех сторон своего характера, амбиций и потенциальных возможностей. Также сохраняется возможность вносить корректировки на всех этапах игрового процесса, а также «безболезненную» корреляцию поведения и обучения.
Игровой подход, о котором идет речь в нашей статье, давно применялся разрозненными элементами в различных сферах жизни компаний, но как полноценный инструмент в развитии и обучении персонала стал использоваться совсем недавно. Клиенты указывают следующие причины:
- Необходимость применения новых форм развития персонала, способных решать новые задачи, помимо классических тренингов;
- Поколение Y – активно занимающее ряды работоспособного населения. Речь идет о «поколении Миллениума, оно же — поколение «next» или сетевое поколение. На основании многочисленных исследований (Brainity; Mazars) можно сделать вывод, что эта категория людей характеризуется, в первую очередь, увлеченностью цифровыми технологиями. Как правило, они не готовы подчиняться общим правилам, эгоистичны, но более инициативны, нежели поколение X;
- Важную роль занимает и «недоигравшее» поколение X (которое выросло в условиях изменений в образовательной системе; сокращения финансирования на образование; повышенные требования к академическим знаниям и интеллектуальным способностям; создания Интернета). Формирование характера этого поколения пришлось на кардинальные перемены в политике и экономической среде, а также связано с возросшим культом потребления. Они готовы воспринимать новые и интересные подходы к развитию. Но по наблюдениям специалистов нашей Школы Геймификации «иксы» более скептичны при восприятии новых технологий.
В любой современной компании два поколения работают «рука об руку», поэтому в управлении такими сотрудниками необходимо внедрять эффективные инструменты, работающие во всех направлениях.
Используемые на сегодняшний день минимальные элементы геймификационного подхода «бейджи1, лидербордс2, эвордс3» многим знакомы. Тем не менее, внедрять все эти новшества необходимо качественно, чтобы полученный результат вас не разочаровал.
Для этого необходимо придерживаться простых правил:
- Определите задачу и проблему, которую необходимо решить игровым способом;
- Поймите причину или трудность, которая мешает решению задачи обычным путем;
- Предложите способ решения трудности с помощью сочетания игровых механик, сеттинга4 и игрового сюжета (игровая механика состоит из своего рода атомов — известных последовательностей действий, которые совершает игрок);
- Продумайте и организуйте внедрение полученного решения (опять же – с помощью игровых элементов).
В России многие компании уже активно внедряют гейм-решения в развитие и обучение персонала, потому что просто обучаться за счет компании сегодня – не всем интересно или не очевидна эффективность. Среди таких можно выделить Proplex, Amway, Kraft Foods, Северсталь, МТС, ФГ «Лайф» и другие.
Игровой тренажер «Бережливое производство», который был внедрен в компании «Северсталь»имитирует полную производственную цепочку на металлургическом комбинате. В результате прохождения игры сотрудникам становится понятны принципы бережливого производства, а также появляется навык внедрения его в реальный процесс. За счет игрового подхода, вовлеченность в процесс обучения становится в разы выше, а итоговая цель достигается раньше, нежели это было бы классическое академическое обучение.
Российская компания Propleх, закутила игровой тренажер, который предназначен для обучения успешным продажам. По словам Льва Минуллина, директора по развитию, «игра ориентирована на развитие таких навыков, как установление контакта с покупателем, выявление его потребностей, преодоление возражений, презентация, активное слушание».
Следует отметить, что в ряде случаев «холостое» внедрение гейм-решений, без дополнительных мотивационных программ, вряд ли приведет к успешному обучению. Так, в компании Proplex, 18-ти лучшим игрокам вручают подарочные сертификаты по покупку тех или иных товаров.
Важно понимать, что применение дополнительных мотивационных схем, должно решаться в индивидуальном порядке. Это связано с тем, что сотрудников мотивирует сама реальная возможность проверить верность своего бизнес–решения и при этом не нести реальные колоссальные риски*
Многие специалисты, работающие в сфере HR и T&D, испытывают насущную потребность во внедрении игровых элементов в обучение и развитие, но есть много «белых пятен» в этом вопросе. Опыт нашей компании подтверждает то, что большинство специалистов не понимают как «продать» это решение вышестоящему руководству, а также как измерить реальный итоговый результат. И многие из них, для устранения этих проблем, отправляются на специализированные тренинги. Но «вспыхнувший» рынок, в связи с существующим трендом, предлагает множество курсов, которые дают достаточно поверхностные знания в области создания игровых решений. Чтобы овладеть навыком создания и внедрения гейм-решений, рекомендуем обращать внимание:
- Во-первых, на квалификацию преподавателей (в идеале, это T&D специалисты, имеющие качественный практический опыт создания игровых решений, их внедрения, а также умеющие обучать);
- Во-вторых, на предлагаемую программу для обучения, её должен отличать качественный контент, связанный именно с игровыми технологиями, реальными кейсами и геймификационными инструментами.
И главное, что хочется отметить: геймификация дает результат, если конструируется не для повышения «фановости» бизнес-процессов, а для решения реальных бизнес-задач.
1 Бейдж — это награда за определённые достижения или действия в игре.
2 Лидербордс – список с рейтингом игроков.
3 Эвордс – заключительная церемония награждения в игре.
4 Сеттинг — среда, в которой происходит действие игры.
* «Ведомости» от 15. 08.2013 «Как игровые тренажеры повышают производительность труда» (http://www.vedomosti.ru/career/news/15235191/proizvoditelnost-v-igrovoj-forme)