Лосев. Риторический вопрос! Необходимо описание компетенций, какие-то можно развивать. Некоторые, такие как харизма, обаяние, уровень интеллекта — сомневаюсь. Мне кажется, здесь важно описать наиболее ключевые компетенции, а затем обсуждать, возможно ли их развитие.

Белов. Мне кажется, что можно научить видеть, как развивать качества лидера в себе. Лидерство должно «прорастать» изнутри человека, а не выдрессировываться.

Квартальнова. Лидерские качества можно развивать, но с тем условием, что их зачатки есть. Без этого условия обученный лидер будет похож на очень нелюбимую нами американскую улыбку.

Демьянченко. Лидером может стать только человек, прошедший Путь. Можно помогать и поддерживать его на Пути — расширять его картину мира, создавать ситуации, где он будет вынужден совершать выборы, помогать ему в достижении большей осознанности. Но все же этот Путь он должен пройти сам. Это большая внутренняя работа, и если он готов к ней…

Архипова. Это вопрос вопросов. Думаю, что при наличии у взрослого человека мотивации к обучению нет ничего невозможного. Основной проблематикой в обучении лидеров я вижу именно задачу формирования мотивации к обучению и к изменениям в себе.

Панкина. Думаю — да. Даже инертные и неинициативные люди в экстремальных ситуациях обнаруживают способность принимать нестандартные решения, оперативно обобщать полученную в течение жизни информацию, максимально эффективно использовать приобретенные навыки. Я думаю, задача тренингов лидерства и состоит в том, чтобы помочь обнаружить и проявить эти черты, актуализировать их и, если можно так сказать, сделать «рабочими».

Николаев. Да, возможно. Для этого необходимо осуществить ряд изменений:

  1. поменять фокус профессионального внимания менеджера;
  2. передать некоторые алгоритмы поведения;
  3. посодействовать в поиске точек соприкосновения профессиональной активности менеджера и личностных ценностей.

Более того, можно констатировать наличие ситуаций, когда лидерское начало словно пробуждается в менеджере. На мой взгляд, это происходит тогда, когда речь заходит об актуальных вопросах, о решениях, которые воспринимаются менеджером как судьбоносные.

Симуткин. Отвечу что, безусловно, да! Притом что для меня сочетание «научиться лидерству» стоит по сложности и многомерности в ряду таких задач как «научиться гармонии» или «научиться успеху». Более уместным, мне кажется, слово «сформировать» себя как лидера, т.е. придать определенную форму тому, что в человеке уже есть. Потенциал лидерства необходимо отыскать в самом себе, проявить, вытащить, и научиться этим потенциалом пользоваться. Но невозможно удержать лидерство, используя только инструментарий (он, конечно, есть, и владение им необходимо). Лидер, выражаясь высоким штилем, это образ жизни и состояние души. Выражаясь нормальным языком, это готовность искренне ответить себе и тем, кого ведешь за собой, на вопрос: «Для чего?» ― и следование своим повседневным поведением этому ответу.