Автор: Патрик Ленсиони

Огромную часть своей жизни человек проводит на работе. И если эта работа не приносит удовлетворения, вся жизнь окрашивается в унылые тона. Это не только личная проблема. Такой человек хуже и менее продуктивно работает, склонен конфликтовать и мешает работать другим. Как же сделать работу привлекательной для каждого? Как мобилизовать людей на высокие достижения, не прибегая к давлению и не используя только финансовые рычаги, возможности которых, как известно, ограничены? Патрик Ленсиони дает свой ответ на этот вопрос. Через историю жизни талантливого менеджера — директора компании Брайана Бейли — он показывает три верных признака унылой работы — анонимность, отсутствие критериев оценки и непонимание значимости своей работы для других людей. Прочитав книгу, вы узнаете, как сделать свою компанию успешной, а своих людей — более счастливыми.

Книга будет интересна менеджерам высшего и среднего звена, HR-специалистам, консультантам, а также всем, кто хочет получать удовольствие от своей работы.

Комментарий: Несколько раз начинал писать рецензию — получался конспект. Тоже полезная вещь, только жанр другой. И, видимо, хотелось «сухой остаток» зафиксировать для себя.

Про что все-таки книга?

Вроде бы про базовые навыки управления. Явно про руководство людьми, а еще про мотивацию, и про оценку деятельности, и про лидерство, и про обратную связь, и про КПЭ.

Про то, да не только. Если есть непреодолимое желание «пристегнуть» изложенные идеи к уже известным управленческим функциям и/или ролям, то сие удастся «на раз». Никаких проблем: пробежать текст по диагонали и глубокомысленно оценить — банальщина — профессионалы называют это … и любое слово из третьего абзаца, например, про лидерство или обратную связь.

Только вот какая штука, когда вчитываешься внимательнее, то возникает другая идея, а может быть это еще одна модель руководства людьми? Ну вот, есть же Функциональная модель Файоля, или Ролевая Минцберга. Есть, в конце концов, взгляд на управление через Требования/Ограничения/Альтернативы Р.Стюарт.

Может быть это еще одна?

Простенькая, на первый взгляд, но

• по-моему, мало кто так и именно это делает по отношению к своим сотрудникам и

• одновременно хочется верить, что тот, кто так делает — добивается со своими сотрудниками выдающихся результатов

Итак, с чего начинает автор!

«Люди заслуживают иметь работу, которая бы им нравилась, и от менеджера зависит организовать дело так, чтобы это стало возможным».

И несколько идей в развитие.

Если руководитель не интересуется, чем живет его сотрудник вне работы (любит, стремится, увлекается, нуждается, преодолевает, увлекается и т.п.), то сотрудник чувствует себя товаром. Иногда очень дорогим (т.е. высокооплачиваемым) или статусным, но все равно — товаром.

Сотрудник чувствует, что для руководителя он аноним — комплекс навыков для определенного функционала с каким-то именем.

Если сотрудник не понимает, на чью жизнь (в широком смысле: и рабочую и личную) он влияет и каким образом; если он не слышит регулярно от своих коллег и от самого руководителя о том, как он им помогает; если не происходит обсуждения, как он может это улучшить — сотрудник чувствует свою ненужность.

Если сотрудник не имеет возможности самостоятельно оценивать качество своей работы и свой вклад в общее дело, то он чувствует, что оценка его труда основана на чьем-то совершенно субъективном мнении. Даже если происходит приращение в должности или доходе все равно нет ощущения настоящего успеха и достижения. Критерии оценки должны быть индивидуальны для каждой должности и интересны для самого человека.

Без реальных инструментов оценки успеха или неудачи мотивация угасает, поскольку люди не могут контролировать свою судьбу. Если человек не может оценить то, что он сделал за день, он возвращается вечером домой, не понимая: а было ли ради чего стараться?

Самая важная штука! Обеспечить, чтобы все это завертелось, поддерживалось и эволюционировало должен менеджер.

В противном случае имеем три признака унылой работы (анонимность, ненужность и отсутствие критериев) и неудовлетворенность.

А все дело — в руководителе!

Короткий пример.

Если у менеджера и есть хоть какая-нибудь обязанность в этом мире, то это помогать людям понимать значение их работы. Если они считают, что это не их обязанность, то именно такие менеджеры незаслуженно занимают свои места».

Ощущение значимости работы (нужности) у прораба, который руководит на стройке рабочими-иммигрантами, создано через то, что он помогает родителям (своим рабочим) дать своим детям лучшее будущее. — Согласитесь, сама работа вряд ли изменилась, только ощущение от нее стало намного мощнее. Только этот фактор нужно найти и сформулировать. И это обязанность руководителя этого прораба.

Итак, если сотрудники чувствуют себя несчастными, то ими просто неправильно руководят. Как сделать своих сотрудников счастливыми или хотя бы помочь им не быть несчастными — в книге.

Да, еще. По Ленсиони, руководство людьми — это создание условий, при которых люди радуются мысли, что идут на работу.

Автор рецензии: Роман Симуткин, BEST T&D Group

Заказать на Альпине