Кудрявцева Екатерина. Бизнес-тренер деловой сети BEST T&D Group. Сертифицированный тренер по программам компании FranklinCovey.

Ваша главная обязанность на работе – строить доверие.
Роберт Эккерт, исполнительный директор MATTEL

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, насколько сильно вы доверяете своему окружению: мужу, жене, подруге, боссу, коллеге?

Что вы можете доверить тому или иному человеку?

Поразмыслив над этим хотя бы пару минут, многие придут к выводу, что строить сколько-нибудь серьёзные отношения без доверия – погибельно и нелепо…

В семейных отношениях это особенно заметно. Доверие – словно фундамент, без него возникает ревность, страх, ссоры, стресс, несчастные судьбы и разбитые мечты…

Другое дело в бизнесе. Ведь здесь явление доверия приобретает новые краски.

Переговоры в стиле «кто кого обведёт вокруг пальца», уход от налогов, «договоры с мелкими звёздочками» – в этом мы отлично преуспели и практикуемся в приобретении новых навыков.

Правда случается ещё воровство на производстве и «сотрудники, которые в моё отсутствие ничего не делают»…Но противоядие давно известно: не доверяешь – контролируй.
«Зайцы в троллейбусе» тоже случаются. Такова культура и ментальность.

Поэтому «сила доверия» не про нас. Ну а «скорость доверия» — это вообще какое-то нелепое сочетание… даже звучит как-то не по-русски.

Странная идея – научить создавать доверие вокруг себя. Это вопрос воспитания и личное дело каждого. В бизнесе и без доверия проблем хватает – и навыки хромают, и компетенции нужно развивать.
Однако, по словам Стивена Кови: «Доверие становится более критичным для успеха, чем когда либо прежде. В то же время мое общение с лидерами бизнеса из разных стран наглядно показывает, что скорость – самое главное конкурентное оружие на рынке.» А скорость возникает, когда люди действительно друг другу доверяют.

А теперь немного статистики.
На организационном уровне доверие внутри компаний резко падает.

Исследования показали:

  • только 51% сотрудников доверяют высшему руководству;
  • всего 36% работников верят, что их лидеры действуют честно и искренне.

Как говорит Стивен Кови, "можно было бы поспорить с тем, что доверие всё-таки величина неизмеримая, эфемерная и вообще мало на что влияет. Но тут на встречу приходит простая формула, которая дает возможность увидеть в нём необходимый фактор экономической эффективности – вполне материальный и количественно измеримый".

"Формула строится на следующей критически важной идее: доверие всегда влияет на два результата – на скорость и затраты".

Когда доверие падает, скорость снижается, а затраты взлетают вверх.

Вспомните ненужные отчёты, бесконечные совещания, тотальный контроль, дублирование функций. Разве эти меры способны ускорить рабочие процессы и привести к наилучшим результатам?
И есть другой путь – доверие.
Только представьте, что бы произошло у вас в компании, если бы доверие возросло? Что бы изменилось в рабочих процессах, в отношениях между сотрудниками, в степени удовлетворённости работой и в её конечных результатах?
Когда доверие растет, скорость тоже возрастает, а затраты снижаются.

 

Говоря терминами Стивена Кови, за отсутствие доверия – мы «платим налоги», а за его наличие – «получаем дивиденды».

Доверие – признак здоровой организации.

Как же выращивать и выстраивать культуру, основанную на доверии внутри компании?
Кажется, что это практически неразрешимая задача, но Стивен Кови опровергает это, предлагая простую модель, описывающую «процесс сдвигов»:

С чего начать?

Ответ очевиден – с себя. Ведь организация — это не абстрактная фигура, а целый организм, состоящий из департаментов, направлений, отделов и, в конечном счёте, из нас, людей. Тех, благодаря которым она живёт, функционирует и развивается. Идея доверия вырастает из осознания каждого в её необходимости.

Доверие – это словно «круги на воде».

Исходя из этой концепции, прежде всего, следует самому быть человеком, достойным доверия, а не ожидать этого от остальных.

Поэтому первый круг – «Доверие на уровне личности»: Говори и действуй честно и открыто. Смотри правде в глаза. Помни, что доверие начинается с тебя.
И с этого момента, можно строить доверие на уровне отношений, а это, в свою очередь перейдёт в доверие на уровне организации.
И, наконец, организация, в которой доверие является одной из высших ценностей, перейдёт к доверию на уровне рынка и общества.

Вот так великое начинается с малого.

Интересно, что тому, как выстраивать и усиливать круги доверия Кови учит буквально пошагово. При этом затрагивается не только ментальный уровень наших установок, но и предлагаются конкретные модели поведения, которые можно переводить в навыки. И это действительно хорошая новость!

Всё определяет намерение.

Готовность серьёзно работать с темой доверия в рамках развития культуры лидерства в организации говорит о зрелости компании. О вступлении на новый путь инновационного менеджмента, построенного на честности, прозрачности и ценности отношений с сотрудниками, партнёрами и конечными потребителями.

Готовы ли мы?..