Появление нового оборудования, техники и технологий требует соответствующей подготовки работников. Если сотрудники вовремя получат знания, навыки и умения, они обеспечат развитие, конкурентоспособность организации и соответствующие прибыли.

Обучение персонала идет на пользу и работникам, и руководителям. Работодатель приобретает хорошо подготовленные кадры, которые выполняют задания со знанием дела. Работник получает возможность карьерного роста и повышения заработной платы.

Любое обучение должно быть эффективным и оправдывать вложенные средства. Для этого подбирают необходимые виды и методики подготовки персонала, а также опытных тренеров и лекторов. Обучение персонала — непрерывно продолжающийся процесс. Поэтому руководитель должен иметь план по обучению работников разных уровней.

Планирование программ повышения квалификации — одна из составных частей планирования трудовых ресурсов. Оно так же важно, как и составление планов набора сотрудников, расчет потребности в них и общее планирование карьеры.

Отличие понятий образования и повышения квалификации

Характеристики Образование Повышение квалификации
Характер использования Для общего использования в неизвестной пока обстановке Для использования в заранее известной профессиональной среде
Направленность Ориентировано на человека Ориентировано на решение конкретных производственных задач
Оценка Влияние может быть прослежено, но не доказано Эффективность и воздействие легко оценить

Факторы, подтверждающие важность непрерывного образования

  1. Рост коммуникационных возможностей, производство новых товаров, внедрение инновационных методик и технологий.
  2. Быстрые изменения в информатике и технологии требуют непрерывного повышения квалификации обучения совершенно новым методикам.
  3. В мире возросла конкуренция между странами. Государства, практикующие программы непрерывного образования и имеющие современные системы инженерного труда, занимают лидирующие позиции в условиях жесткой конкуренции.
  4. Более эффективно повышение квалификации и обучение уже работающих сотрудников, чем наем новых людей.

Обучение с точки зрения работника имеет следующие цели:

  • повышение личной профессиональной квалификации;
  • приобретение знаний о потребителях и поставщиках продукции, банках и иных учреждениях и организациях, так или иначе влияющих на работу компании;
  • приобретение знаний вне области профессиональной деятельности;
  • развитие способностей планирования, делегирования, постановки целей и общих вопросов организации производства.

Работодатель, организовывая обучение персонала, преследует такие цели:

  • формирование персонала управления;
  • воспроизводство уволенного персонала;
  • обучить сотрудников находить, понимать и преодолевать проблемы;
  • интеграция персонала;
  • адаптация;
  • внедрение новшеств.

Методы и виды обучения персонала

Обучение сотрудников — развитие у них профессиональных умений, навыков и знаний, которые способствуют компании в достижении целей. Даже если работник пришел в организацию сразу после института или университета, то у него нет опыта и узконаправленных знаний. Это не позволит ему качественно выполнять возложенные на него обязанности.

Чтобы фирма процветала, руководство должно быть готово вкладывать деньги и время в обучение персонала. Компании в восточных странах пошли дальше. Они «выращивают» сотрудников для себя. Чем дольше человек трудится на одном предприятии, тем более ценным работником его считают.

Отработка поведения в форс-мажорных обстоятельствах и нештатных ситуациях, повышение уровня знаний, обучение работе в команде приносят плюсы и сотрудникам, и работодателям. Во время кризиса целесообразно обучать персонал.

Это снижает издержки рабочего процесса, повышает результативность труда. Слаженным и обученным коллективом руководить проще. При этом сотрудник повышает свою конкурентоспособность не только внутри организации, но и на всем рынке труда.

Виды и формы обучения персонала

Для того чтобы люди быстрее и с большей отдачей выполняли свои обязанности, руководитель выбирает тип курсов. Это может быть обучение только что набранных новичков или даже соискателей. Также направляют сотрудников на переподготовку при развитии новых направлений производства. Это зависит от цели руководителя организации.

Основные виды обучения сотрудников:

  1. Подготовка работников.
  2. Переподготовка персонала.
  3. Повышение квалификации сотрудников.

При этом формы обучения выбирают следующие: групповые или индивидуальные, долгосрочные и краткосрочные. Быстрые курсы имеют свои плюсы — скорость и дешевизна. Но при этом не всегда удается достигнуть нужных результатов. Долгосрочное обучение требует больше затрат труда и средств, но чаще приносит пользу.

Индивидуальное обучение дает возможность донести максимум информации, сосредоточившись на конкретном сотруднике. При этом более полно учитываются потребности работника. Однако групповые занятия и деловые игры вырабатывают навыки работы в команде.

Способы обучения персонала

Создано огромное количество методик обучения персонала. Их делят на пассивные и активные. К первым относят семинары и лекции. На таких занятиях восприятие материала зависит лишь от мотивации и желания слушателя, не предполагая отклика от него.

При активных способах обучения предусматривается деятельное участие каждого ученика. Мозговой штурм и деловые игры требуют максимальной концентрации. Но есть методики, предполагающие сочетание активного и пассивного обучения. Это когда некоторые виды обучения представляют собой переходные виды. В них предусмотрено самостоятельное изучение и восприятие материала, который после этого активно «отрабатывается» в группе.

Все эти методики используются по-разному: с отрывом от производства или без него, на рабочем месте или нет. Современное обучение чаще проходит дистанционно и без отрыва от производства.

Факторы, подтверждающие важность непрерывного образования

  1. Рост коммуникационных возможностей, производство новых товаров, внедрение инновационных методик и технологий.
  2. Быстрые изменения в информатике и технологии требуют непрерывного повышения квалификации обучения совершенно новым методикам.
  3. В мире возросла конкуренция между странами. Государства, практикующие программы непрерывного образования и имеющие современные системы инженерного труда, занимают лидирующие позиции в условиях жесткой конкуренции.
  4. Более эффективно повышение квалификации и обучение уже работающих сотрудников, чем наем новых людей.

Обучение с точки зрения работника имеет следующие цели:

  • повышение личной профессиональной квалификации;
  • приобретение знаний о потребителях и поставщиках продукции, банках и иных учреждениях и организациях, так или иначе влияющих на работу компании;
  • приобретение знаний вне области профессиональной деятельности;
  • развитие способностей планирования, делегирования, постановки целей и общих вопросов организации производства.

Работодатель, организовывая обучение персонала, преследует такие цели:

  • формирование персонала управления;
  • воспроизводство уволенного персонала;
  • обучить сотрудников находить, понимать и преодолевать проблемы;
  • интеграция персонала;
  • адаптация;
  • внедрение новшеств.

Методы и виды обучения персонала

Обучение сотрудников — развитие у них профессиональных умений, навыков и знаний, которые способствуют компании в достижении целей. Даже если работник пришел в организацию сразу после института или университета, то у него нет опыта и узконаправленных знаний. Это не позволит ему качественно выполнять возложенные на него обязанности.

Чтобы фирма процветала, руководство должно быть готово вкладывать деньги и время в обучение персонала. Компании в восточных странах пошли дальше. Они «выращивают» сотрудников для себя. Чем дольше человек трудится на одном предприятии, тем более ценным работником его считают.

Отработка поведения в форс-мажорных обстоятельствах и нештатных ситуациях, повышение уровня знаний, обучение работе в команде приносят плюсы и сотрудникам, и работодателям. Во время кризиса целесообразно обучать персонал.

Это снижает издержки рабочего процесса, повышает результативность труда. Слаженным и обученным коллективом руководить проще. При этом сотрудник повышает свою конкурентоспособность не только внутри организации, но и на всем рынке труда.

Виды и формы обучения персонала

Для того чтобы люди быстрее и с большей отдачей выполняли свои обязанности, руководитель выбирает тип курсов. Это может быть обучение только что набранных новичков или даже соискателей. Также направляют сотрудников на переподготовку при развитии новых направлений производства. Это зависит от цели руководителя организации.

Основные виды обучения сотрудников:

  1. Подготовка работников.
  2. Переподготовка персонала.
  3. Повышение квалификации сотрудников.

При этом формы обучения выбирают следующие: групповые или индивидуальные, долгосрочные и краткосрочные. Быстрые курсы имеют свои плюсы — скорость и дешевизна. Но при этом не всегда удается достигнуть нужных результатов. Долгосрочное обучение требует больше затрат труда и средств, но чаще приносит пользу.

Индивидуальное обучение дает возможность донести максимум информации, сосредоточившись на конкретном сотруднике. При этом более полно учитываются потребности работника. Однако групповые занятия и деловые игры вырабатывают навыки работы в команде.

Способы обучения персонала

Создано огромное количество методик обучения персонала. Их делят на пассивные и активные. К первым относят семинары и лекции. На таких занятиях восприятие материала зависит лишь от мотивации и желания слушателя, не предполагая отклика от него.

При активных способах обучения предусматривается деятельное участие каждого ученика. Мозговой штурм и деловые игры требуют максимальной концентрации. Но есть методики, предполагающие сочетание активного и пассивного обучения. Это когда некоторые виды обучения представляют собой переходные виды. В них предусмотрено самостоятельное изучение и восприятие материала, который после этого активно «отрабатывается» в группе.

Все эти методики используются по-разному: с отрывом от производства или без него, на рабочем месте или нет. Современное обучение чаще проходит дистанционно и без отрыва от производства.

Методы обучения персонала вне рабочего места

Метод обучения Отличительные характеристики метода
Лекции Метод обучения пассивный. Применяется для изложения теоретического материала и передачи методических знаний и практического опыта.
Программированные курсы обучения Метод более активный, чем лекции. Эффективен для получения теоретических знаний.
Семинары, конференции, беседы за «круглым столом», дискуссии, встречи с руководством, экскурсии Активный метод. В дискуссиях развивается логическое мышление, вырабатываются способы поведения в различных предлагаемых обстоятельствах
Методика обучения руководящего состава, которая основана на самостоятельном принятии решений конкретных задач из производственной сферы Моделируется организационная проблема, которую должны решить участники обучения. Это позволяет объединить практические навыки и теоретические знания. Занятия предусматривают обработку информации, развитие творчества в процессе принятия решений и стимулирование конструктивно-критического мышления
Деловые игры «Студенты» обучаются манере поведения в разных производственных ситуациях, правилам ведения переговоров. При этом участники должны вырабатывать альтернативные точки зрения

Обучение вне офиса дает возможность выйти за рамки узкого мышления и научит действовать в нестандартных ситуациях. В то же время, занятия на рабочем месте позволяют закрепить полученные знания на практике.

Наиболее распространенные методики обучения

Обучающие лекции

Такой метод применяется с целью донести максимум информации до большого количества людей. Однако при таком способе обучения сложно получить обратную связь от «студентов» и внести коррективы в случае, если материал плохо усваивается. Работодателю такая форма обучения выгодна в финансовом плане.

Семинары

Такая форма обучения персонала предполагает большую активность респондентов. Преподаватель в форме диалога выясняет, закреплен ли полученный теоретический материал. В этом случае эффективность обучения во многом зависит от преподавателя, от его умения побудить учеников к размышлениям. Однако семинары вмещают ограниченное количество участников. Если лекцию слушают сотни и тысячи человек, то пообщаться с каждым в этом случае не получится.

Дистанционное обучение

Этот способ обучения набирает популярность с каждым днем. Оно стало возможным с использованием сети Интернет. Таким образом «студент» получает обучающие материалы и задания. После этого проверяется уровень усвоения информации посредством контрольных заданий и тестов. Обучаться можно в любое удобное время, в офисе или дома, группой или индивидуально. Чтобы обучаться таким способом, работник должен иметь высокий уровень мотивации и самоорганизации.

Видеоуроки

Современный метод обучения не требует поиска специальных помещений и преподавателей. Такие уроки удобно и выгодно проводить прямо на рабочих местах. Но сотрудники могут заниматься в любом удобном месте и в любое время самостоятельно.

Видеоуроки и наглядные пособия всегда дают хороший эффект, так как зрение и зрительная память у человека преобладает над другими органами восприятия окружающего мира.

Однако этот метод обучения не дает возможности обсудить с составителем урока полученные знания и не учитывает индивидуальные особенности слушателя.

Кейс-обучение

Методика предполагает разбор практических ситуаций (кейсов), когда сотрудники обсуждают и анализируют возможные обстоятельства, которые связаны с работой. Это подталкивает работников к нестандартному решению задачи. Участники высказывают каждый свое мнение, и сопоставляют его с мнением коллег. Для такого обучения нужен опытный преподаватель, на оплату труда которого руководство компании выделяет денежные средства.

Цель этой методики — научить слушателей анализировать информацию, структурировать, выявлять ключевые вопросы, находить альтернативные пути решения. В итоге уметь вырабатывать программы действий. Метод развивает у слушателей навыки диагностики, анализа, принятия решений. Это поможет сотрудникам быть более успешными при решении аналогичных задач в своей производственной деятельности.

Сущность метода в том, что слушатели изучают ситуацию, которая сложилась на определенном предприятии.

Временная ротация

Эта методика предполагает замену одного сотрудника другим. Так работник получает представление обо всех видах деятельности компании. Часто такой прием дает стимул для совершенствования собственной деятельности. В некоторых организациях заранее оговаривается срок пребывания сотрудника на руководящей должности. По окончании этого периода работника перемещают на другую должность.

Производственный инструктаж

Это тоже своего рода обучение. Устраиваясь на работу, каждый сотрудник знакомится с общей информацией о будущей деятельности.

Делегирование

Метод передачи сотруднику обязанностей, полномочий, которые ему еще не приходилось выполнять. Также ему передают право принимать решения по определенным проблемам.

Наставничество

Многие компании используют метод, когда более опытные сотрудники следят за выполнением работы более молодых коллег. Практические советы знающих работников делают партнерство весьма результативным. Это одна из разновидностей обучения на рабочем месте.

Метод усложняющихся заданий

Это способ обучения, при котором обучающемуся работнику раз за разом выдают все более объемные и сложные задания.

Тренинги

На таких мероприятиях большое внимание уделяется отработке практических навыков. Тренинг, разработанный с учетом целей и потребностей компании, дает весомые результаты. Однако не следует ждать резких перемен лишь за одно занятие. Толк будет лишь при постоянном повторении и закреплении полученных знаний на практике.

Мозговой штурм

Методика позволяет собрать вместе множество идей. Главный принцип — предложить как можно больше идей в единицу времени. В стрессовых условиях мозг начинает активно вырабатывать возможные выходы из предлагаемых обстоятельств. Высказав их, участники штурма обсуждают варианты и находят в некоторых из них рациональное зерно. Многие сотрудники при таких тренировках научатся прислушиваться к чужому мнению. Даже самые нерешительные работники раскрепощаются, участвуют в общем действе.

Деловые игры

При «разыгрывании» определенной ситуации сотрудники получают новые знания и навыки. Знания в таких условиях усваиваются быстро, успешно отрабатываются навыки, которые затем с успехом применяются на практике. После занятий, как правило, проводят разбор всех этапов игры, делают выводы, выявляют ошибки и промахи.

Сторителлинг (в переводе с английского языка «рассказ историй»)

Методика отлично подходит для вновь набранных сотрудников. Так они получают информацию о традициях и атмосфере в компании. Сейчас весьма популярным способом обучения персонала стал метод «аction learning». Группа основных сотрудников компании работают с реальными задачами, а не с упражнениями или смоделированными обстоятельствами.

Как мотивировать персонал

Дальновидный работодатель не хочет терять ценных работников и делает все, чтобы удержать их от перехода в другую компанию. Правильный подход к обучению решает эту задачу, а также проблему привлечения новых перспективных сотрудников. При этом компания решает вопросы грамотности персонала.

Сегодня каждый работник имеет свою «рыночную стоимость». Во многом она зависит от уровня знаний, навыков и образования. И зачастую стремление повысить свою «цену» за счет работодателя становится серьезной мотивацией для сотрудника.

Оценка эффективности обучения персонала

После прохождения обучения логичным будет провести оценку эффективности. Рекомендуется делать это в несколько этапов.

После завершения обучения нужно оценить реакцию учеников на качество организации мероприятия и на соответствие потребностям компании. По прошествии определенного времени после обучения обращают внимание на поведение сотрудника. Выясняют, начал ли он на практике применять знания, полученные на занятиях.

Наблюдения ведут в течение 2-3 месяцев, после чего подводят итоги и оценивают результаты. Для этого складывают полученные показатели.

Если участники обучения вынесли положительную оценку мероприятиям, этого еще недостаточно, чтобы признать уроки эффективными. Ведь нет гарантии того, что навыки и знания будут применены на практике.

Развитие компании всегда зависит от квалификации персонала, поэтому работодателю не стоит экономить на обучении. В первую очередь, необходимо научить людей учиться.