Блок 2. Системное и стратегическое мышление

Реализация любой из тренинговых программ, представленных в Блоке 2. «Системное и стратегическое мышление», состоит из 3-х основных этапов:

  1. Предтренинговая подготовка;
  2. Проведение тренинговой программы;
  3. Посттренинговая поддержка.

Представленные тренинговые программы:

  • являются рекомендуемыми, могут быть адаптированы и дополнены под индивидуальный запрос Клиента с учетом специфики бизнеса и целевой аудитории обучения;
  • проводятся в режиме интенсивного взаимодействия тренера-консультанта с участниками, включают в себя большое количество примеров и практических заданий;
  • предусматривают возможность отработки новых инструментов на примере кейсов из реальной практики Клиента.

Распределение времени в структуре тренинговых программ:

30% - Теоретический материал;

40% - Упражнения, кейсы;

20% - Работа участников: мозговые штурмы, обсуждения, разбор конкретных примеров;

10% - Консультации по вопросам слушателей на тему тренинга.

Тематический блокНазвание тренинга
2Системное и стратегическое
мышление
2.1 Принятие управленческих решений
2.2 Системное мышление и принятие решения в ситуации неопределённости
2.3 Стратегическое планирование
2.4 Разработка миссии компании

 

2.1 «Принятие управленческих решений»

Продолжительность тренинга: 2 тренинг-дня (16 часов)

Рекомендуемое количество участников: до 16 человек

Цель тренинга: сформировать навыки принятия управленческих решений

Задачи тренинга:

  • Систематизировать знания участников о принципах и процессе принятия управленческих решений;
  • Выработать подходы к диагностике и описанию проблемного поля, требующего изменений и принятия управленческих решений;
  • Отработать основные подходы к принятию управленческих решений;
  • Сформировать навыки выработки и принятия групповых решений.

По окончании тренинга участники смогут:

Эффективно использовать техники и инструменты для решения проблем;

Развить в себе творчество;

Находить нестандартные решения;

Управлять своим мышлением в процессе решения проблем;

Применять системный подход к поиску и принятию решений.

Содержание программы:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОКСОДЕРЖАНИЕ БЛОКА
1. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

- ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

—     Социальные системы и уровень предсказуемости результатов решения;

—     Оценка риска в принятии управленческих решений;

—     Диагностика проблемного поля:              метод диаграмм

причинно-следственных связей.

2. ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ—     Способ принятия решений - основанный на опыте, на интуиции, на рациональном подходе: преимущества и особенности подходов;

—     Этапы рационального решения проблем;

—     Групповые формы поиска и принятия решений: метод «Дельфы», «Мозговой атаки 6/3/5», «Японский метод»;

—     Критерии и требования к формулированию и постановке задач для подчиненных.

3. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ—     Зависимость между типичным для личности руководителя стилем управления и эффективностью принятия решений;

—     Влияние личностной системы ценностей руководителя на

принимаемые      решения,      внутренние      барьеры      и

ограничения;

4. ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД—     Что такое творчество? Разные подходы к пониманию процесса творчества;

—     Рамки мышления как оборотная сторона закономерностей и правил: упражнения, направленные на «освобождение» мышления;

—     Создание           ассоциативных           рядов.            Развитие

наблюдательности.

5. УПРАВЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЕМ—     Шесть стилей мышления и их роль в процессе решения проблем;

—     Анализ «любимых» стилей мышления;

—     Возможность побывать «в другой шляпе» с Э. Де Боно;

—     Применение эффективных стилей мышления на различных этапах решения проблемы.

2.2 «Системное мышление и принятие решения в ситуации неопределённости»

Продолжительность тренинга: 2 тренинг-дня

Рекомендуемое количество участников: до 16 человек

Цель тренинга:

  • Развить навыки системного мышления;
  • Освоить базовые представления о функционировании систем применительно к бизнес- задачам;
  • Отработать способы системного анализа и нахождения решений прикладных профессиональных задач;
  • Научиться принимать «правильные» решения в ситуациях высокой степени неопределенности.

По окончании тренинга участники смогут:

Системно анализировать любую сложную ситуацию;

Строить наглядные модели применительно к задачам (проблемам) бизнеса;

Находить системные, нетривиальные решения (выходить за рамки проблемы);

Просчитывать необходимые ресурсы и риски при решении любой задачи;

Принимать «правильные» решения в зоне высокой неопределенности.

Содержание программы:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОКСОДЕРЖАНИЕ БЛОКА
1. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ—     Виды систем: из чего состоят системы?

—     Компоненты системного мышления;

—     Отличие системного мышления от линейного;

—     Системные      пресуппозиции:        правила         системного

взаимодействия;

—     Использование системного подхода в бизнесе;

—     Способы решения нетривиальных задач и выхода за рамки системы;

—     Системные подходы к решению: АРИЗ и ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер) на примере решения эвристических задач;

—     Способы выхода из кризиса методом противоречий;

—     Трансформация способа мышления от «ИЛИ» к «И»;

—     Системные архетипы и способы работы с ними;

—     Технология построения «Богатого контекста».

2.СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ—     Модели системного анализа;

—     SWOT - анализ и его модификации;

—     Модель SCORE;

—     Анализ рисков на линии времени;

—     Контрастный анализ;

—     Графическое построение моделей систем;

—     Построение системных ментальных карт;

—     Алгоритм создания системного графа;

—     Использование петель обратной связи, при анализе динамически развивающихся систем.

3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ—     Этапы решения проблем;

—     Модели и методы принятия решения;

—     Способы принятия решения;

—     Факторы, влияющие на принятие решения в ситуации неопределенности;

—     Управление принятием решения.

2.3 «Стратегическое планирование»

Продолжительность тренинга: 2 тренинг-дня

Рекомендуемое количество участников: до 16 человек

Цель тренинга:

  • Отработать алгоритмы реализации методов стратегического планирования в компании для любого уровня структуры управления;
  • Освоить практические инструменты стратегического планирования;
  • Повысить степень убежденности менеджеров в возможности реализации стратегии компании.

По окончании тренинга участники смогут:

Формировать и реализовывать стратегические цели компании и её подразделений;
Внедрять методы стратегическое планирование на местах;
Контролировать степень выполнения стратегических планов в простой и наглядной форме;
Повысить управляемость компании в долгосрочной перспективе.

Содержание программы:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОКСОДЕРЖАНИЕ БЛОКА
1. ПОДХОДЫ В

СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ

—     Что такое стратегическое планирование?

—     Фазы развития подходов к планированию;

—      Подходы к формированию Видения и Миссии;

—     Связь Видения, Миссии и стратегических целей компании;

—      Подходы к формированию стратегии компании;

—     Модель стратегического планирования;

—     7 ключевых пространств для постановки долгосрочных целей.

2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ—     Три компонента стратегического анализа;

—     Области анализа внешней и внутренней среды компании;

—     Способы сбора информации для анализа;

—      SWOT - анализ.

3. М ЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ—     Радиальное планирование;

—     Разница в подходах между краткосрочный, среднесрочным и долгосрочным планированием;

—     Обратное планирование;

—     Связь обратного и линейного планирования;

—     Требование к постановке цели;

—      Каскадный принцип постановки целей;

—     Способы декомпозиции целей;

—     Алгоритм создания стратегического плана.

4. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ—     Методы согласования стратегических планов внутри компании;

—      Переход от стратегических целей к конкретным задачам;

—     Формирование оптимальной структуры управления для реализации стратегических планов;

—     Требование к персоналу, которые позволят эффективно воплотить стратегию компании;

—      Контроль и корректировка стратегических планов в изменяющихся условиях.

 

2.4 «Разработка миссии компании»

Продолжительность тренинга: 2 тренинг-дня

Рекомендуемое количество участников: до 16 человек

Цель тренинга:

  • Освоить алгоритм разработки миссии компании на базе корпоративных ценностей;
  • Донести до руководителей важность и полезность наличия Миссии для корпоративной культуры организации.

По окончании тренинга участники смогут:

Осознать важность наличия миссии для корпоративной культуры организации;

Использовать технологии разработки видения и миссии на практике;

Стать носителями и проводниками изменений в корпоративной культуре компании;

Выработать представление о компании как о комплексной системе.

Содержание программы:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОКСОДЕРЖАНИЕ БЛОКА
1. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ

СОЗДАНИЯ МИССИИ КОМПАНИИ

—     На чем базируется миссия компании?

—     Функции и задачи Миссии;

—     Понятие культуры компании и корпоративных ценностей компании;

—     Стратегия развития компании и видение развития компании.

2. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ

КОМПАНИИ

—     Особенности развития организаций и жизненный цикл компании;

—     Задачи и риски организации на каждом этапе ее развития;

—     Необходимость разработки миссии и корпоративных ценностей компании;

—      Модель логических уровней организации.

3.УНИКАЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ И РАЗРАБОТКА ВИДЕНИЯ—     Осознание       уникальности       компании       на      рынке,

конкурентные преимущества;

—      Влияние уникальности компании на её миссию;

—     Определение Видения компании;

—      Видение развития компании в отдалённом будущем;

—     Технология «Форсайт сессии» как способа предсказание будущего (экономика, рынок, компания);

—     Определение для организации своего места в будущей системе.

4.РАЗРАБОТКА МИССИИ—     Определение корпоративных ценностей и принципов жизни компании;

— Критерии качественно сформулированной миссии;
— Миссия для разных потребителей: сотрудники компании, партнёры, клиенты, социальная среда;
— Примеры миссий различных компаний;
— Разработка миссии из позиций мечтатель, реалист, критик;
— Лингвистический анализ Миссии;
— Способы и алгоритмы внедрения Миссии в корпоративную культуру компании.