Блок 13. Тренинги по финансам

Тренинговые программы Best T&D Group

Содержание


Реализация любой из тренинговых программ, представленных в Блоке 1. «Лидерство», состоит из 3-х основных этапов:

  1. Предтренинговая подготовка;
  2. Проведение тренинговой программы;
  3. Посттренинговая поддержка.

Представленные тренинговые программы:

  • являются рекомендуемыми, могут быть адаптированы и дополнены под индивидуальный запрос Клиента с учетом специфики бизнеса и целевой аудитории обучения;
  • проводятся в режиме интенсивного взаимодействия тренера-консультанта с участниками, включают в себя большое количество примеров и практических заданий;
  • предусматривают возможность отработки новых инструментов на примере кейсов из реальной практики Клиента.

Распределение времени в структуре тренинговых программ:

30% — Теоретический материал;
40% — Упражнения, кейсы;
20% — Работа участников: мозговые штурмы, обсуждения, разбор конкретных примеров;
10% — Консультации по вопросам слушателей на тему тренинга.

13.1 Программа тренинга
«Развитие лидерского потенциала руководителя»

Продолжительность тренинга: 3 тренинг-дня
Рекомендуемое количество участников: до 16 человек

Цель тренинга:

  • Стать лидером для своего коллектива;
  • Правильно позиционировать себя как руководителя, демонстрировать лидерскую позицию;
  • Научиться мотивировать и вдохновлять команду на достижение высоких результатов;
  • Научиться эффективно взаимодействовать с командой, а также использовать её потенциал для решения бизнес-задач, оптимизации производства, привнесения инноваций;
  • Научиться отстаивать свою точку зрения, развить навык донесения информации и аргументации;
  • Ставить амбициозные цели и находить пути их достижения.

По окончании тренинга участники смогут:

  • Осознать, что такое лидерство и из чего оно состоит;
  • Научиться позиционировать себя как лидеры для своего коллектива;
  • Научиться брать на себя лидерство и отвечать за командный результат;
  • Научиться отстаивать собственную позицию и интересы коллектива перед руководством, доносить цели руководства до коллектива;
  • Развить навык постановки и реализации амбициозных целей;
  • Научиться мотивировать и вдохновлять команду на достижение высоких результатов;
  • Вовлекать сотрудников в значимую для бизнеса деятельность.

Межмодульная поддержка (посттренинговое сопровождение) форматы (опционально, по выбору Заказчика):

  1. Кейс клубы (формирование участниками проблемных ситуаций и работа с ними);
  2. Закрепление пройденного материала на тренинге в мобильном приложении skillcup: (повторение, тесты, работа с кейсами, выполнение домашнего задания, чтение статей и т.д.);
  3. Работа в формате Action Learninig (командный коучинг для решения актуальных задачи проблем).

Содержание программы:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА
ДЕНЬ 1
1. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ – ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  • Социальные системы и уровень предсказуемости результатов решения;
  • Оценка риска в принятии управленческих решений;
  • Диагностика проблемного поля: метод диаграммпричинно-следственных связей.
2. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
  • Этапы решения проблем;
  • Модели и методы принятия решения;
  • Способы принятия решения;
  • Факторы, влияющие на принятие решения в ситуации неопределенности;
  • Управление принятием решения.
ДЕНЬ 2
3. ПОНЯТИЕ СТОИМОСТНОГО МЫШЛЕНИЯ
  • Основные принципы стоимостного мышления:
  • (вариативность, долгосрочность, системность);
  • Барьеры стоимостного мышления;
  • Определение затрат и выгод вариантов решения;
  • Выбор наиболее эффективного решения с точки зрения
  • эффективности — соотношение «затраты» — «выгода».
4. НАВЫКИ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ
  • Компоненты системного мышления;
  • Отличие системного мышления от линейного;
  • Системные пресуппозиции: правила системного взаимодействия;
  • Использование системного подхода в бизнесе;
  • Способы решения нетривиальных задач и выхода за рамки системы;
  • Способы выхода из кризиса методом противоречий;
  • Трансформация способа мышления от «ИЛИ» к «И»;
  • Системные архетипы и способы работы с ними;
  • Технология построения «Богатого контекста».
ДЕНЬ 3
5. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
  • Модели системного анализа;
  • SWOT — анализ и его модификации;
  • Модель SCORE;
  • Анализ рисков на линии времени;
  • Контрастный анализ;
  • Графическое построение моделей систем;
  • Построение системных ментальных карт;
  • Алгоритм создания системного графа;
  • Использование петель обратной связи, при анализе динамически развивающихся систем.

13.2 Программа тренинга
«Финансы для нефинансистов»

Продолжительность тренинга: 1 тренинг-день
Рекомендуемое количество участников: до 16 человек

Целевая аудитория:

  • сотрудники нефинансовых подразделений

Цель тренинга:

  • Вовлечение нефинансовых сотрудников в процесс формирования финансовых планов (бюджетов) компании на следующий отчетный период.

По окончании тренинга участники смогут:

ü  Узнать основные финансовые показатели эффективности деятельности компании и их связь с корпоративной стратегией;

  • Узнать структуру отчетности;
  • Освоить принципы анализа финансовой отчетности;
  • Сформировать представление о системе бюджетирования;
  • Разобраться в классификации затрат и анализе безубыточности.

Содержание программы:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА
1. Основные финансовые показатели эффективности деятельности компании. Их связь с корпоративной стратегией
  • Каковы ключевые финансовые показатели успешности бизнеса;
  • Частные и публичные компании: чем отличаются, как выбрать лучший вариант для данного бизнеса, кто оценивает деятельность компании;
  • Потребность в построении финансовых моделей. Краткосрочные модели;
  • Связь финансовых показателей и функциональной деятельности нефинансовых подразделений.

Практикум: Задание по определению финансовых показателей, которые наиболее подходят для публичной компании в России

2. Структура отчетности
  • Модель финансового круговорота в компании;
  • Задачи и основные принципы формирования показателей: бухгалтерский и управленческий учет;
  • Баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.
3. Принципы анализа финансовой отчетности
  • Финансовая отчетность как основной источник информации для принятия управленческих решений по финансам
  • Классический финансовый анализ. Методы анализа. Их сравнительный анализ
  • Показатель EBITDA
4. Система бюджетирования
  • Место Бюджета в стратегическом планировании деятельности компании;
  • Характеристика этапов бюджетного процесса и организация взаимодействия между отделами компании;
  • Выделение центров ответственности в системе планирования и управленческого учета компании.
5. Классификация затрат. Анализ безубыточности
  • Текущие и капитальные затраты. САPEX/OPEX
  • Целесообразность отнесения затрат. Оценка экономической эффективности;
  • Создание сквозной системы функциональных бюджетов. Взаимосвязь между отчетами компании и их использование при составлении бюджета;
  • Управление затратами. Анализ затратообразующих факторов.

Практикум: Составление основных форм отчетности по данным об операциях за период. Понимание результатов вертикального и горизонтального анализа финансовой отчетности на примере сравнительного анализа.

 

 

13.3 Программа тренинга
«Финансы для руководителей»

Продолжительность тренинга: 3 тренинг-дня (программа может быть адаптирована под 2 тренинг-дня)
Рекомендуемое количество участников: до 16 человек

Целевая аудитория:

  • руководители и ключевые сотрудники нефинансовых подразделений

Цель тренинга:

  • Вовлечение нефинансовых сотрудников в процесс формирования финансовых планов (бюджетов) компании на следующий отчетный период;
  • Развитие навыков финансового и экономического анализа и обоснования решений, необходимых для развития операционной деятельности.

По окончании тренинга участники смогут:

  • Получить навыки, необходимые для использования современных финансовых показателей и методик оценки проектов при принятии решений по инвестиционной и операционной деятельности;
  • Узнать принципы взаимодействия современной компании и финансового рынка: на какие важные финансовые показатели / новости / процессы нужно обращать внимание, зачем именно и как часто требуется мониторить ситуацию на финансовых рынках;
  • Узнать структуру, особенности построения и цели применения классических форм финансовой отчетности применительно к использованию в частном бизнесе в России в настоящее время;
  • Узнать роль и место показателя потока денежных средств по сравнению с чистой прибылью;
  • Научиться построению потоков денежных средств косвенным методом;
  • Разобраться в особенностях и сложностях построение отчетности для компаний сферы услуг, у которых почти ничего нет на балансе.

Содержание программы:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА
ДЕНЬ 1. Как устроены финансы в компании
1. Развитие системы бизнес планирования
  • Необходимость понимания финансовой части деятельности компании всеми сотрудниками;
  • Цели и задачи бюджетирования.
2. Финансовые показатели эффективности деятельности компании
  • Каковы ключевые финансовые показатели успешности бизнеса;
  • Частные и публичные компании: чем отличаются, как выбрать лучший вариант для данного бизнеса, кто оценивает деятельность компании;
  • Потребность в построении финансовых моделей;
  • Краткосрочные и долгосрочные модели: бюджеты и модели стоимости бизнеса.

Задание 1. Определить какие финансовые показатели лучше подходят для частной компании в России.

3. Структура отчетности. Финансовая и управленческая отчетность
  • Модель финансового круговорота в компании;
  • Задачи и основные принципы формирования показателей: бухгалтерский и управленческий учет;
  • Баланс, Отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств

Задание 2. Составить основные формы отчетности по данным об операциях за период

ДЕНЬ 2. Анализ финансовых результатов
4. Как связаны целевые стратегические ориентиры и показатели финансовой эффективности компании
  • Увеличение стоимости компании:
    • Что нужно сделать, чтобы повышать стоимость бизнеса?
    • Нужно ли повышать стоимость, к чему это может привести?
  • Значение показателей чистой прибыли, потока денежных средств, ставки дисконтирования и ожидаемого темпа роста потоков для управления стоимостью компании.
  • Расчет и анализ потока денежных средств для прогнозирования долгосрочной финансовой деятельности;
  • Как аналитики инвестиционных банков оценивают стратегию при оценке стоимости продовольственной компании: опыт пивоваренных компаний России.

Задание 3. Рассчитать поток денежных средств компании прямым и косвенным методом

5. Принципы анализа финансовой отчетности
  • Финансовая отчетность как основной источник информации для принятия управленческих решений по финансам;
  • Классический финансовый анализ. Методы анализа. Их сравнительный анализ;
  • Развитие финансового анализа: анализ потоков денежных средств, факторное разложение показателей типа добавленной экономической стоимости.

Задание 4. Понимание результатов вертикального и горизонтального анализа финансовой отчетности.

Задание 5. Анализ потоков денежных средств (на основе косвенного метода)

6. Система бюджетирования
  • Место Бюджета в стратегическом планировании деятельности компании;
  • Анализ финансовой отчетности компании как основа стратегического финансового планирования компании;
  • Характеристика этапов бюджетного процесса и организация взаимодействия между отделами компании;
  • Выделение центров ответственности в системе планирования и управленческого учета компании: планирования затрат по центрам ответственности.
ДЕНЬ 3. Разработка бюджетов
7. Разработка бюджетов
  • Классификация затрат. Центры финансовой ответственности. Анализ безубыточности;
  • Создание сквозной системы функциональных бюджетов. Взаимосвязь между отчетами компании и их использование при составлении Бюджета;
  • Контроль над исполнением сводного бюджета: анализ отклонений в системе бюджетирования.

Задание 6. Построение системы бюджетов в сфере услуг / производства товаров массового спроса FMCG

8. Организационные вопросы финансов
  • Бухгалтерия и казначейство: две половинки весов;
  • Что должна делать бухгалтерия? Ее роль и системе принятия решения: функция «чистилщика», завершающего проверку всех корректных документов, функция «Брестской крепости», первой встречающей добрых проверяющих;
  • Казначейство. Зачем оно нужно отдельное даже в небольшом бизнесе? Казначейство — главный орган бюджетного контроля за затратами;
  • Подчиненность бухгалтера и казначейства финансовому директору. Задача финансового директора — «дирижер» — наладить устойчивую работу всех подразделений финансового блока, но не солировать самому;
  • Кому и по каким вопросам подчиняется финансовый директор

 

13.4 Программа тренинга
«Финансы для нефинансовых руководителей»

Продолжительность тренинга: 1 тренинг-день
Рекомендуемое количество участников: до 16 человек

Цель тренинга:

  • сформировать представление об основных инструментах финансовой деятельности и получить практический опыт их использования.

В любой компании управление финансами является одним из ключевых бизнес процессов. Нет менеджера, который в той или иной степени не соприкасается с финансами. Разработка годового бюджета, подготовка финансового отчета не может быть эффективно осуществлена без участия сотрудников отдела маркетинга, продаж, логистики, IT, производства, сервисных служб.  Решения, принимаемые топ-менеджерами компании, не могут быть правильно оценены без использования важнейших инструментов: таких как финансовый анализ, расчет будущих денежных потоков и других.

Существует мнение, что финансы – это очень сложная и запутанная наука и овладеть ее можно только после многолетнего и довольно таки мало интересного обучения. Конечно, за несколько дней и даже месяцев невозможно стать финансистом-профессионалом.  Однако задачу обучения нефинансовых менеджеров основам финансового менеджмента, создание общей финансовой культуры, способности говорить на одном языке с сотрудниками финансовых и бухгалтерских служб вопле можно достичь в результате интенсивного двух-трех дневного тренинга.

В ненавязчивой форме, с использованием большого количества практических примеров и кейсов из реальной практики, а также авторской бизнес-игры «Promoney», участники овладевают основными финансовыми инструментами и получают колоссальное удовольствие от погружения в интереснейший и увлекательнейший мир финансов.

Содержание программы:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА
1. Введение. Искусство финансов
  • Искусство финансов: Использование цифр и финансовых инструментов для принятия решений.
2. Основные понятия, финансовая отчетность
  • Доходы и расходы: Цель отчета о доходах и расходах, понятие себестоимости, постоянные и переменные, прямые и косвенные расходы, формы прибыли;
  • Кейс «Дальняя дорога». Расчет прибыли и себестоимости;
  • Секреты баланса, Активы и пассивы, виды активов и пассивов;
  • Деньги решают все: Куда девается прибыль, Типы денежных потоков, Прибыль собственника;
  • Кейс «Ранний восход» — причины4 неудачи;
  • Кейс «Камрад» — расчет денежного потока.
3. Основные показатели рентабельности
  • Показатели прибыльности: эффективность продаж, валовая маржа и операционная маржа, эффективность использования активов, капитала и инвестиций
  • Кейс «Робин Год инк». Расчет показателей прибыльности
  • Показатели эффективности продаж: Маржинальный доход на клиента, Эффективность взыскания дебиторской задолженности, Чистый маржинальный доход, Правило Парето в маржинальном доходе
4. Симуляционная бизнес- игра “Promoney” Задачи, решаемые в игре:

  • Понять основные принципы микроэкономики и финансов
  • Научиться читать и понимать основные финансовые отчеты
  • Составлять финансовые прогнозы и принимать финансовые решения
  • Понять, как влияют принимаемые решения на финансовые показатели компании
  • Оценить, как изменения в объемах производства и ассортименте продукции приводят к достижению оптимального результата
  • Научиться превращать прибыль компании в реальные денежные средства
  • Понять влияние заемных ресурсов на прибыль компании.

ФОРМАТ ПРОВЕДЕНИЯ:

  • В ходе семинара участники тренинга усваивают передаваемые знания с помощью красочных слайдов, с большим количеством наглядных схем, диаграмм и графиков, тут же закрепляя их решением задач и практических кейсов. Весь материал адаптирован таким образом, чтобы его можно было сразу использовать в практической работе. Удобная раздаточная документация облегчает восприятие и дает возможность послетренинговой самостоятельной работы.
  • Во время бизнес-игры участники делятся на команды (они же компании) и применяют полученные знания на практике, в конкурентной борьбе с другими командами. Игра обеспечивает максимальное полное и долговременное закрепление полученных навыков финансового менеджмента.

13.5 Симуляционная бизнес-игра
«PROMONEY»

Продолжительность бизнес-игры: 4 часа
Рекомендуемое количество участников: от 3 до 25 человек

Целевая аудитория:

  • высший и средний менеджмента компании, желающий ощутить себя на месте финансового директора и на практике увидеть финансовые последствия управленческих решений.

Цели бизнес-игры:

  • Понять основные принципы микроэкономики и финансов;
  • Научиться читать и понимать основные финансовые отчеты;
  • Составлять финансовые прогнозы и принимать финансовые решения;
  • Понять, как влияют принимаемые решения на финансовые показатели компании;
  • Оценить, как изменения в объемах производства и ассортименте продукции приводят к достижению оптимального результата;
  • Научиться превращать прибыль компании в реальные денежные средства;
  • Понять влияние заемных ресурсов на прибыль компании.

Преимущества для организации:

  • Создать общее понимание среди сотрудников о важности решений принимаемых в области финансов и необходимости их координации;
  • Оценить влияние каждого продукта на прибыль компании;
  • Повысить качество принимаемых решений среди сотрудников на базе финансового анализа и рыночного подхода;
  • Улучшить взаимодействие сотрудников с финансовым отделом и бухгалтерией;
  • Развить у сотрудников понимание сущности финансовых процессов в компании.

ФОРМАТ ПРОГРАММЫ

Программа является компьютерной бизнес–симуляцией. Участие в игре не требует предварительной подготовки, однако начальные финансовые знания будут полезны. Участники в командах руководят компаниями, используя прибыль — затраты анализ, умение осуществлять подбор ассортимента наилучшим образом с точки зрения максимизации финансового результата, а также умение перестраивать бизнес под меняющуюся рыночную ситуацию. Участники «проживают» несколько месяцев жизни своих компаний, пытаясь достигнуть максимального финансового результата в конкурентной борьбе с другими участниками (компаниями). Большая часть навыков приобретается практическим путем, благодаря алгоритму, имитирующему рыночную среду. Все знания, которые участники получили в практической работе или теоретических занятиях по курсу экономики и финансов полностью применимы в данной игре.

Содержание программы:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА
1. Вводный блок
  • Как определить какой продукт выгоднее производить, и в каком количестве.
  • Как заработать прибыль.
  • Как обратить заработанную прибыль в деньги.
  • Сущность игры : заработай прибыль и преврати ее в деньги.
  • Постоянные и переменные расходы: что важнее?
  • Как выбрать продукты, которые следует производить.
2. Зависимость прибыли и рентабельности от объема выпуска
  • Что будут производить конкуренты?
  • Как изменится цена на рынке?
3. Кому продавать?
  • Что выгоднее: быстрее получить деньги или продать дороже?
  • Сколько стоит отсрочка платежа?
4. Анализ действий конкурентов
  • У кого выше рентабельность? Почему?
  • Изменение ассортимента. Влияние рынка.
  • Достижение максимального финансового результата
5. Анализ результатов
  • Влияние объемов производства на рыночные цены.
  • Что важнее: прибыль или деньги?
  • Сколько стоит время?