№ | Тематический блок | Название тренинга |
4 | Управление проектами и процессами | 4.1 Управление проектами (1 уровень) |
4.2 Управление проектами (2 уровень) | ||
4.3 Управление проектами (3 уровень) | ||
4.4 Управление бизнес-процессами / Процессный подход в управлении |
Реализация любой из тренинговых программ, представленных в Блоке 4. «Управление проектами и процессами», состоит из 3-х основных этапов:
- Предтренинговая подготовка;
- Проведение тренинговой программы;
- Посттренинговая поддержка.
Представленные тренинговые программы:
- являются рекомендуемыми, могут быть адаптированы и дополнены под индивидуальный запрос Клиента с учетом специфики бизнеса и целевой аудитории обучения;
- проводятся в режиме интенсивного взаимодействия тренера-консультанта с участниками, включают в себя большое количество примеров и практических заданий;
- предусматривают возможность отработки новых инструментов на примере кейсов из реальной практики Клиента.
Распределение времени в структуре тренинговых программ:
30% - Теоретический материал;
40% - Упражнения, кейсы;
20% - Работа участников: мозговые штурмы, обсуждения, разбор конкретных примеров;
10% - Консультации по вопросам слушателей на тему тренинга.
4.1 «Управление проектами» 1 уровень
Продолжительность тренинга: 2 тренинг-дня
Рекомендуемое количество участников: до 16 человек
Цель тренинга:
— Сформировать у участников системный подход к управлению проектами, передать основные навыки технологий создания и реализации проектов.
По окончании тренинга участники смогут:
—Осознать, что такое «проект» и «управление проектом»;
—Научиться разрабатывать проект используя различные инструменты планирования;
—Познакомиться с методами управления проектов;
—Использовать приобретенные знания в практической работе.
Содержание программы:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК | СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА |
1. ЦИКЛ И СТРУКТУРА ПРОЕКТА | — Основные понятия: "проект", "управление проектом"; — Содержание и структура проекта; — Фазы проекта. |
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА | — Проектная «матрешка» - многофакторная модель; — Разработка концепции проекта; — Инструменты планирования проекта: - Сетевой график (Гантт, PERT); - Целевой план; - Структурная Декомпозиция работ; - Диаграмма по методу критического пути; - Параметрическая оценка бюджета проекта, оценка «снизу-вверх». |
3. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ | — Методы управления проектом; — Инструменты управления проектами: - Риск-анализ «Монте Карло»; - Матрица заинтересованных сторон; - Матрица координации изменений; - Линия исполнения; - BCF анализ; - Диаграмма причин и следствий; - Связь между наборами инструментов управления проектами, типом проекта и размером проекта. — Опрос участников о заинтересовавших их инструментов управления проектами. |
4. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА - СОЗДАНИЕ ПРОЕКТОВ (возможно - самостоятельно с супервизией) | — Концепт проекта; — План проекта; — Проектная «матрешка» в схемах; — Управление развитием и деятельностью команды; — Упражнения на координацию деятельности в проекте; — Анализ деятельности по реальным проектам (выход на идеи по оптимизации и усилению эффективности). |
4.2 «Управление проектами» 2 уровень
Продолжительность тренинга: 2 тренинг-дня
Рекомендуемое количество участников: до 16 человек
Цель тренинга:
— Сформировать у участников системный подход к управлению проектами, передать основные навыки технологий создания и реализации проектов.
По окончании тренинга участники смогут:
—Осознать, что такое «проект» и «управление проектом»;
—Научиться разрабатывать проект используя различные инструменты планирования;
—Познакомиться с методами управления проектов;
—Использовать приобретенные знания в практической работе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК | СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА |
1. ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ | — Обзор международных стандартов по управлению проектами (pmbok, iso21500); — Критические факторы успеха проекта; — Организационные структуры; — Области знаний и процессы управления проектами. |
2. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТЬЮ ПРОЕКТА | — Планирование управления предметной областью; — Определение требований к проекту; — Разработка иср. Разработка иср в ms-project 2016. |
3. УПРАВЛЕНИЕ СРОКАМИ ПРОЕКТА | — Определение операций проекта; — Определение взаимосвязей; — Определение требований к ресурсам проекта; — Расчет длительности работ; — Разработка и оптимизация календарного плана в информационной системе управления проектами. |
4. УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ПРОЕКТА | — Оценка стоимости работ; — Расчет сметы проекта; — Расчет бюджета проекта в информационной системе. |
5. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРОЕКТА | — Идентификация рисков; — Оценка рисков; — Разработка противорисковых мероприятий; — Управление рисками проекта с использованием информационных систем. |
6. КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА | — Требования к системе контроля в проектной деятельности; — Методы оценки состояния работ; — План-фактный анализ проекта; — Метод освоенного объема; — Контроль исполнения проекта в информационной системе. |
4.3 «Управление проектами» 3 уровень
Продолжительность тренинга: 3 тренинг-дня
Рекомендуемое количество участников: до 16 человек
Цель тренинга:
- Усовершенствовать систему знаний, основанную на взаимосвязи стандартных процессов управления проектом;
- Углубить навыки управления с использованием современных информационных систем управления проектами.
По окончании тренинга участники смогут:
—Сформировать представление о специфических особенностях менеджмента проектов;
—Корректно работать с ключевыми элементами проектного менеджмента: сложность, цель, проектная идея, концепция, план проекта и т.п.
—Разрабатывать грамотную систему контроля над реализацией проекта, при необходимости корректировать содержание проекта;
—Учитывать особенности поведения сотрудников, работающих над проектом;
—Проанализировать и/или сделать несколько шагов в разработке собственных проектов;
—Актуализировать собственный и получить игровой опыт проектной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК | СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА |
0. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ ПРОЕКТОВ» | — Виды менеджмента, которые идентифицированы теоретической наукой; — Значимые отличия видов менеджмента друг от друга; — Место проектного менеджмента в этой системе; — Методология управления проектом как профессиональная компетенция менеджера (руководителя). |
1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ | — Проект: его контекст, цель(и), жизненный цикл, участники, заинтересованные стороны и т.п. — Сущность управления, как деятельности при реализации проектной задачи / «Силовое векторное поле вокруг подвижной субстанции» / — Менеджер проекта: его цели, задачи, функции, его взаимодействие с участниками проекта и функциональными руководителями компании; — Организационная структура проекта: выбор оптимальной структуры в соответствии с целями проекта; — Этапы управления проектом: инициация, планирование, организация выполнения, управление изменениями, анализ, и завершение проекта; — Реализация: стратегия, проблемы, технология. |
2. АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА | — Корректность формулирования сложности/проблемы, для которой разрабатывается проект; — Качественная формулировка целей проекта (SMART инструмент необходимый, но недостаточный. Вопросы, на которые необходимо ответить дополнительно); — Оформление ПРОЕКТНОЙ ИДЕИ: зеркало прогрессивных преобразований; — Инициирование и формализация проекта; — КОНЦЕПЦИЯ проекта: оценка жизнеспособности; — Поиск спонсоров и заинтересованных сторон проекта. Согласование целей и результатов проекта с заинтересованными сторонами. |
3. ПЛАН ПРОЕКТА | — Как декомпозировать ЦЕЛИ проекта в его РЕЗУЛЬТАТЫ (Создание дерева целей); — Планирование проекта: - перевод РЕЗУЛЬТАТОВ в ЗАДАЧИ; - Перевод перечня ЗАДАЧ в план СОБЫТИЙ и операций. — Виды и способы отображения плана проекта. Календари операций и ресурсов (линейный график, сетевой график, метод критического пути, диаграмма Гантта); — Управление ресурсами и резервами, поиск дефицитных ресурсов; — Анализ и разрешение ресурсных конфликтов (выравнивание, оптимизация, приоритеты, сопоставление, структурирование); — Удерживание целей проекта: проверка соответствия Плана Целям проекта; — Анализ плана проекта: как можно выявить резервы, ошибки и потенциальные риски. |
4. КОНТРОЛИНГ ПРОЕКТА | — Особенности функции контроля в проекте: изменения, не неизбежность, а норма; — Процессы для контроллинга проекта: формы для отражения процессов; — Управление отклонениями проекта; - до какого уровня показатели — лишь статистика и необходимость регулирования; - когда необходимо Принятие решений о коррекции: ресурсов, задач, результатов целей проекта. — Формализация изменений, вносимых в проект. |
5. УПРАВЛЕНИЕ ЛЮДЬМИ В ПРОЕКТЕ | — Навыки межличностной эффективности менеджера при руководстве проектом: распределение задач и координация деятельности исполнителей; — Ощущение и восприятие сотрудниками ответственности при работе в проекте; — Мотивирование и контроль персонала (или все-таки команды?) проекта; — Значение эффекта командного взаимодействия при реализации проекта: развитие команды проекта как задача руководителя; — Симптомы наличия проблем с командой; — Циркулирование полномочий среди участников проекта. |
6. БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЯ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» | Настольная игра с Искусственным Интеллектом. Воспроизводит процесс реализации проекта в его многозадачности, необходимости удерживать интересы нескольких заинтересованных сторон, управлении командой, финансовыми и временными ресурсами. Позволяет прочистить важные компоненты Проектного менеджмента. Является «ядром» разделов 3,4,5. Дополнительно тренирует приоритезацию, эффективность принятия решений в условиях цейтнота, лидерство и навыки аргументации. Тайминг игры: - 60 минут — легенда, правила и пробные ходы; - 150 минут — игра; - 90 минут — анализ и рефлексия. |
4.4 «Управление бизнес-процессами / Процессный подход в управлении»
Продолжительность тренинга: 2-3 тренинг-дня (16-24 ак. часов)
Рекомендуемое количество участников: до 15 человек
Автор программы и тренер: Игорь Алёшин
Актуальность процессного управления:
Успех большинства организаций во многом зависит от того, насколько чётко в ней выстроены бизнес-процессы. Ведь если увеличиваются сроки выполнения заказов, падает качество продукции и не довольны клиенты - с большой вероятностью проблему можно решить, обратив внимание на оптимизацию своих бизнес-процессов.
Аудитория тренинга:
Собственники, руководители и сотрудники, заинтересованные в оптимизации бизнеса и (не безосновательно) рассматривающие процессный подход как один из инструментов повышения операционной эффективности своих подразделений и компаний.
Цель тренинга: передать знания и закрепить навыки управления и оптимизации бизнес-процессов.
Тренинг содержит более 10 кейсов (упражнений), закрепляющих материал тренинга (подбираются под Заказчика). Возможны практические занятия на компьютерах по моделированию процессов в различных нотациях (BPMN, ARIS VAD, ARIS eEPC, IDEF0, блок-схема, кросс-функциональная блок-схема/ swim lanes, VSM и т.д.).
По окончании тренинга участники получат:
—Системные знания о процессном подходе в управлении;
—Первичные навыки «правильного» выделения, моделирования, анализа, оптимизации, регламентации и контроллинга бизнес-процессов;
—Понимание направлений дальнейшей оптимизации своих бизнес-процессов;
—Понимание особенностей внедрения в организации технологии процессного управления.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК | СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА |
1. ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ | — Уровни зрелости процессов и процессного управления; — Подходы в управлении: процессный, проектный и функциональный; — Стратегическое управление процессами; — Процесс и его окружение (владелец, цель, продукт, входы и выходы и т.д.); — Классификация процессов; — Жизненный цикл и технология управления процессами Алёшина Игоря. Кейс 1: «Процессы VS Проекты» Кейс 2: «Классификация процессов» |
2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ | — Обзор нотаций моделирования процессами (BPMN, ARIS VAD, ARIS eEPC, IDEF0, UML, SIPOC, блок-схема, swim lanes, VSM и т.д.); — Программного обеспечения (ПО) моделирования и управления процессами; — Технологии моделирования и наименования процессов («as is» и «to be»); — Построение модели процессов верхнего уровня (ПВУ) компании, моделирование процессов «сверху-вниз» и «снизу-вверх»; — Моделирование архитектуры компании. Кейс 3: «Выделение основных процессов» Кейс 4: «Декомпозиция процессов» Кейс 5: «Моделирование процесса» |
3. АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ | — Цели и виды анализа процессов (функциональностоимостной анализ процесса, анализ рисков, логический анализ, анализ ресурсов процесса т.д.); — Реинжиниринг и совершенствование процессов; — Инструменты оптимизации Lean, Бережливое производство и 6-сигма (поток создания ценности, виды потерь, инструменты их устранения и т.д.); — Решение проблем в области качества с помощью цикла Шухарта-Деминга PDCA (PDSA), цикл DMAIC, анализ «голоса процесса» и «голоса клиента»; — Содержание проекта «Совершенствование процесса». Кейс 6: «Анализ процесса» Кейс 7: «Реинжиниринг и совершенствование процесса» |
4. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ | — Подходы к автоматизации процессов («водопад» vs agile, «коробка» vs «самописка»), типовые ошибки автоматизации; — Системы класса BPMS, рекомендации по применению. |
5. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ПРОЦЕССОВ | — Виды регламентов и формирование процессных документов; — Внедрение изменений в практику, обучение и вовлечение персонала; — Работа с сопротивлением персонала, управление конфликтами; — Оценка и закрепление достигнутого результата; — Запуск практики непрерывного совершенствования процессов. Кейс 8: «Разработка структуры регламента» Кейс 9: «Разработка плана перехода от «as is» к «to be» |
6. КОНТРОЛЛИНГ И НЕППРЕРЫВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ | — KPI и контроллинг процессов, индикаторы показателей («светофор» и т.д.); — Связь системы мотивации персонала (KPI сотрудников) с результатами их работы (KPI процессов); — Менеджмент идей и поддержка практики непрерывного совершенствования процессов. Кейс 10: «HPI и контроллинг процессов» |
7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОМПАНИИ | — Система процессного управления (СПУ), план внедрения СПУ; — Разработка процессной документации (нормативная база); — Процессный офис и ролевые позиции системы процессного управления, функции и этапы становления Процессный офиса; — Комплекс работ по совершенствованию процессов. |