Тренинги для Тренеров

Компания BEST T&D Group уже около 20-ти лет является одной из старейших школ бизнес-тренеров на территории России и СНГ.

Открытый Тренерский Университет Марка Кукушкина (ОТУМКа), обучивший уже тысячи бизнес-тренеров, тому яркое подтверждение.

Мы регулярно проводим корпоративные программы развития внутренних тренеров для наших заказчиков:

Программа тренинга

«Тренинг онлайн тренеров»

(на платформах Zoom и MS Teams)

 

Продолжительность тренинга: 2 тренинг-дня (16 часов)

Рекомендуемое количество участников: 12 человек

Платформа проведения: Zoom

 

Цели тренинга:

  • Разобрать методические, психологические особенности проведения тренингов в онлайн формате
  • Содействовать освоению тренерами подходов, методических приёмов, необходимых для проведения тренинга в онлайн формате
  • Вооружить участников методическими и техническими инструментами для самостоятельного создания и перевода проведения собственных онлайн тренингов и /или перевода собственных очных тренинговых программ в онлайн формат
  • Предоставить экспертную обратную связь относительно методологии и применения онлайн инструментов при проведении фрагмента собственного онлайн тренинга

 

Методика проведения: Все изучаемые методики в каждом пункте программы проводятся на диджитал-инструментах, наглядно демонстрируются ведущим на протяжении всего тренинга и воспроизводятся, отрабатываются самими участниками.

 

Содержание программы:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА

1 День

МЕТОДИКА И ИНСТРУМЕНТЫ

1. Вызовы современного мира
  • влияние изменившейся среды на процесс обучения
2. Ключевые отличия офлайн и онлайн формата обучения
  • возможности и ограничения онлайн формата
  • требования к тренеру: техническая, методическая, психологическая подготовка
  • построение доверия в группе
3. Обзор платформы Zoom
  • элементы управления
  • виды доступа участников
  • организация работы в мини группах
  • особенности и лайфхаки работы с группой
4.       Инструменты проведения
  • Google-Таблицы
  • Google-Формы
  • Jamboard
  • Mentimeter
  • Miro
  • Padlet
  • интеграция инструментов с платформой Zoom
5. Виды активностей
  • мини-лекция
  • групповое, индивидуальное упражнение
  • ролевая игра
  • фасилитация (модерация)
  • видеоупражнение
  • опрос-голосование
6. Структура и композиция. Сборка тренинга
  • способы поддержания высокой динамики, интерактива, включённости
  • использование моделей “Tell-Show-Do” и цикла Колба для построения композиции тренинга
  • методическое наполнение этапов моделей тренинговыми инструментами

В завершающей части первого дня участникам ставится задание: в течение 3-5 дней необходимо подготовить фрагмент тренинга по выбранной теме с применением изученных методических и технических инструментов при поддержке тренера.

 

2 День

ПРАКТИКУМ. ПРОВЕДЕНИЕ ФРАГМЕНТА СОБСТВЕННОГО ТРЕНИНГА

Демонстрация участниками технических и методических инструментов в ходе проведения подготовленного тренингового блока.

 

1.    Проведение фрагмента собственного тренинга. Участники в составе мини-групп последовательно проводят позиционирование, пояснение цели активности своих тренинговых блоков

2.    Обсуждение результатов и предоставление обратной связи

3.    Сессия вопросов и ответов. Планирование дальнейших шагов

 

Методика проведения:

Участники в составе пары (тройки) последовательно проводят позиционирование, пояснение цели активности своих тренинговых блоков.

После каждого блока проводится сессия обратной связи (с рекомендациями) в последовательности: 1) участники-ведущие (саморефлексия), 2) участники-наблюдатели, 3) тренер

ПРОГРАММА

УЧИСЬ УЧИТЬ 

программа для тех, кому предстоит обучать свою команду, и кто хочет это делать интересно, ярко и продуктивно

Продолжительность: 1 день (8 часов)

 Время

 Содержание

10.00-11.45

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ.

ЗАКОНЫ ЖАНРА ИЛИ КАК ПРАВИЛЬНО СТРОИТЬ ТРЕНИНГ

 

Знакомство с тренером и программой. Введение в тренинг
Ключевые подходы в обучении взрослых. Чем взрослые участники отличаются от детей и почему важно учитывать эту разницу
Типы участников тренинга (активисты, аналитики, теоретики, практики).
Как различные типы воспринимают информацию. Как использовать эти знания на практике. Пирамида обучения.
Модель обучения Дэвида Колба – что это такое и почему это считается «тренерской азбукой»
Упражнение – научи по «Колбе». Участники в мини-группах прописывают один блок из программы обучения, соблюдая 4 этапа цикла Колба.
11.45-12.00 Кофе-брейк
12.00-13.30

БАЗОВЫЕ НАВЫКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Разминка «Квадратное дыхание» — на отработку навыка управления стрессом
Навыки хорошего презентатора. 10 ошибок при проведении презентаций.

ВЕРБАЛЬНЫЕ НАВЫКИ:

Навык убедительной аргументации.
ТАП (тезис/аргумент/подтверждение) – модель убедительной аргументации.
Мини-лекция + отработка навыка через упражнение:
Упражнение: Участники получают карточки, на которых написан тезис. Их задача – подобрать три убедительных аргумента с примерами (используя модель ТАП)

Для поиска примеров участникам необходимо использовать 4 источника:
— собственный опыт либо опыт коллег;
— статистические или научные данные;
— примеры из мировой практики;
— ЖЗЛ (ссылка на авторитеты, признаваемые группой)

13.30-14.30 Обед
14.30-15.45 НЕВЕРБАЛЬНЫЕ НАВЫКИ:

Просмотр видео-роликов с удачными и неудачными примерами выступлений.
Мини-лекция: управление голосом, артикуляция, жестикуляция.

Упражнение (Подготовка идет в тройках). Участники в своих тройках готовят кусочек из будущего тренинга. Условие: каждый из тройки должен принять участие в выступлении.
Задача – презентовать любой блок из тренинга, используя: выделение акцентов, изменение тембра, использование жестикуляции).
Остальные участники после каждого выступления дают обратную связь по схеме: что получилось хорошо, что можно улучшить.

15.45-16.00 Кофе-брейк
16.00-17.30

РАБОТА С ВОПРОСАМИ АУДИТОРИИ

Дыхательные разминки на управление стрессом.

Мини-лекция: Типы сложных участников (молчуны, болтуны, провокаторы). Какие вопросы обычно задают разные типы участников.
Инструменты работы с  вопросами аудитории:
— Переадресация
— Уточнение
— Техника английского профессора
— Третий путь
— Утрирование

Упражнение «Вертушка вопросов» — на отработку навыка быстрой работы с вопросами. Для выполнения упражнения участники в мини-группах прописывают вопросы к теме тренинга:
-вопрос-сомнение
-вопрос-уточнение
-демонстративный вопрос.

После этого участники меняются своими вопросами и продумывают ответы с использованием изученных техник.
Далее тренер собирает вопросы и в случайном порядке задает их участникам. Задача участников – быстро и по существу ответить на поставленный вопрос

17.30-18.00  Завершение тренинга.
Обратная связь от аудитории.
Распределение домашних заданий

ПРИМЕРЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ
ПО ТЕМЕ

«ТРЕНИНГ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ»

Наименование Исполнителя:
Общество с ограниченной ответственностью «БЕСТ-Тренинг»

Почтовый адрес Исполнителя:
129090, Москва, Большая Сухаревская площадь, д. 9

Примечание:
Данный текст является собственностью компании «БЕСТ-Тренинг» и документом для внутреннего пользования компании-Заказчика, и не подлежит передаче третьим лицам без дополнительного согласования сторон.

 

ПРИМЕР 1.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ТРЕНЕРОВ
«ТРЕНИНГ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ»

Рекомендуемая продолжительность: 3 дня.

Рекомендуемый размер группы: 8-16 человек.

Цели программы обучения:

  1. Формирование у участников программы обучения системы тренерских компетенций
  2. Повышение совокупных доходов участников программы обучения (полученных от тренерской деятельности).

 

Задачи программы обучения:

  1. Формирование или обогащение методического тренерского инструментария и систематизация теоретических представлений о тренинге.
  2. Формирование тренерских компетенций в области постановки целей тренинга и формирования навыка.
  3. Формирование (развитие, апгрейд) навыков подготовки и проведения тренинга у участников программы обучения.
  4. Формирование тренерских компетенций в области проектирования и проведения тренинга: модели, структуры, игры, упражнения и т.д.
  5. Развитие тренерских компетенций в области сопровождения тренинговой деятельности в компании: выявление потребностей в обучении, оценка потенциала участников, составление отчета о тренинге т.д.
  6. Формирование представлений о тренинге как бизнесе и навыков самопродвижения (самомаркетинга) в качестве тренера.
  7. Получение участниками программы обучения опыта самостоятельного ведения тренингов и профессиональной обратной связи (супервизии) от экспертов и коллег.
  8. Самостоятельная разработка тренинговых модулей и программ.

 

Структура программы:

1-Я СЕССИЯ  «ПРОФЕССИЯ-ТРЕНЕР. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-ТРЕНИНГА. ТРЕНЕР КАК КОНСУЛЬТАНТ»

2-Я СЕССИЯ  «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ. ТРЕНЕРСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ»

3-Я СЕССИЯ  «ТРЕНЕРСКИЕ СТИЛИ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРЕНИНГА»

4-Я СЕССИЯ  «ЗАЧЕТНЫЕ РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ»

 

1-Я СЕССИЯ

«ПРОФЕССИЯ-ТРЕНЕР. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-ТРЕНИНГА.
Т
РЕНЕР КАК КОНСУЛЬТАНТ»

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА:

  1. ТЕХНОЛОГИИ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ В КОМПАНИИ
  • Портрет эффективного тренера. Ключевые компетенции тренера.
  • Имидж тренера и тренерские роли. Какие роли тренера оптимальны для использования в вашей компании.
  • Специфика работы внутреннего тренера. Позиция тренера в компании.
  • «Сгорание» и другие проблемы в работе тренера.

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ЭФФЕКТИВНОМУ ТРЕНИНГУ
  • Требования к тренингу в вашей компании.
  • Бизнес-тренинг: основные понятия.
  • Специфика тренинга как формы (метода) обучения.
  • Как представить преимущества тренинга и формат тренинга участникам?
  • Цели и результаты тренинга.

 

  1. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ТРЕНИНГА.
  • Модельные сессии по формированию навыков.
  • Проектирование упражнений на формирование навыка.

 

  1. ТРЕНИНГОВЫЙ ЦИКЛ: ДО И ПОСЛЕ ТРЕНИНГА
  • Как появляется потребность в тренинге? Профиль компетенций.
  • Исследование (выявление) потребностей в обучении: технологии и опыт.

 

  1. КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ТРЕНЕРА
  • Технологии выявления «узких мест» в компании во время предтренинговой диагностики.
  • Тренинговые и нетренинговые решения.

 

  1. ДИАГНОСТИКА В ТРЕНИНГЕ
  • Диагностические процедуры и упражнения в бизнес-тренинге
  • Групповая и индивидуальная самодиагностика.
  • Диагностика в тренинге: методический аспект.

 

  1. ПОДГОТОВКА ОТЧЕТА О ТРЕНИНГЕ
  • Обратная связь руководителю подразделения.

 

  1. ЛАБОРАТОРИЯ ТРЕНИНГА — ТРЕНИНГ ПО КОММУНИКАТИВНЫМ НАВЫКАМ
  • Специфика внутриорганизационной коммуникации.
  • Элементы тренинга коммуникативных навыков.
  • Проведение переговоров. Эффективные совещания.
  • Проектирование и реализация тренинга.

 

2-Я СЕССИЯ

«ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ. ТРЕНЕРСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ»

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА:

  1. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА: ОСНОВЫ РАБОТЫ С ГРУППОЙ
  • Развитие группы в тренинге.
  • Модели формирования и развития группы (основные этапы).
  • Управление группой. Работа с трудными участниками. НЛП.

 

  1. БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТРЕНИНГА
  • Тренерский инструментарий.
  • Техники «размораживания» группы.
  • Мотивация участников и группы к участию в тренинге (к обучению).
  • Демонстрация навыков

 

  1. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ГРУППЫ И УЧАСТНИКОВ. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
  • Моделирование («проигрывание») ситуаций.
  • Кейсы как элемент тренинга.
  • Отработка и закрепление представленных информации и навыка.

 

  1. ПОЛУЧЕНИЕ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
  • Использование технических средств обучения.

 

  1. ЭФФЕКТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
  • Конфликт в группе. Способы управления конфликтом.

 

  1. ЛАБОРАТОРИЯ ТРЕНИНГА — ПРОДАЖИ
  • Тренинги по продаже и продвижению новых продуктов.
  • Тренинг телефонных переговоров
  • Основы тренинга продаж и телефонных переговоров
  • Проектирование и реализация тренинга по данной теме.

 

3-Я СЕССИЯ

«ТРЕНЕРСКИЕ СТИЛИ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРЕНИНГА»

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА:

  1. ТРЕНЕРСКИЕ СТИЛИ. РОЛИ ТРЕНЕРА
  • Роли тренера. Репертуар тренерских ролей

 

  1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ
  • Создание упражнений под бизнес-задачу.
  • Рождение тренинга как творческий процесс и изобретение. ТРИЗ.

 

  1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРЕНИНГОВОГО МОДУЛЯ
  • Элементы тренинговой сессии (динамика форм и методов работы).
  • «Скелет» и «мясо» тренинга.

 

  1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ТРЕНИНГА
  • Структура тренинга.
  • Упражнение по созданию элементов тренинговых программ (дизайнов) участниками тренинга.

 

  1. ДИЗАЙН ТРЕНИНГА
  • Оформление программы (дизайна) тренинга.
  • Создание (разработка) раздаточных материалов.

 

  1. СИСТЕМА ТРЕНИНГОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
  • Система тренингов в организации.
  • Специфика позиции и деятельности внутреннего тренера.
  • Бюджет обучения.
  • Позиционирование Тренингового центра внутри компании.

 

  1. ЛАБОРАТОРИЯ ТРЕНИНГА – ФОРМИРОВАНИЕ МЕНЕДЖЕРСКИХ НАВЫКОВ
  • Тренинги менеджерских навыков: элементы и технологии.

 

4-Я СЕССИЯ

«ЗАЧЕТНЫЕ РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ»

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА:

  1. МАРКЕТИНГ ТРЕНИНГОВЫХ УСЛУГ
  • Cамопродвижение тренера
  • Маркетинговая стратегия тренера

 

  1. ТРЕНИНГОВАЯ КОМПАНИЯ: ИСКУССТВО РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА
  • Лаборатория тренинга – Тренинги личной эффективности
  • Тренинг по личной эффективности в организации.
  • Самоорганизация и личная эффективность: методические аспекты тренинга.
  • Тайм-менеджмент. Эффективная презентация.
  • Проектирование и реализация тренинговых модулей в данной области.

 

  1. ЛАБОРАТОРИЯ ТРЕНИНГА — КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ
  • Тренинг по формированию команды: методы, технологии, инструменты.
  • Cпецифика тренингов по формированию команды.
  • Тренинги по формированию команды в подразделении компании.

 

ПРИМЕР 2

«КОМПЕТЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ»

Цели тренинга:

  • Систематизация представлений об управлении группой, тренерских подходах и инструментарии
  • Развитие компетенции управления групповыми процессами у участников тренинга

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ.

ВВЕДЕНИЕ В ГРУППОВУЮ ДИНАМИКУ. НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКОЙ.

 

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ. ВВЕДЕНИЕ В ТРЕНИНГ. 10-00 – 11-30

  • Представление участников: опыт управления группой
  • Введение в тренинг
  • Цели и ожидания участников тренинга
  • Подготовка презентаций (стартовый уровень знаний участников)
  • Что такое группа? (презентации и обсуждение)

 

КОФЕ-БРЕЙК. 11-30 – 11-45

 

ВТОРОЙ МОДУЛЬ. ВВЕДЕНИЕ В ГРУППОВУЮ ДИНАМИКУ. 11-45 – 13-15

  • Определение «групповой динамики»
  • Упражнение «Пробка на дороге» (моделирование развития группы)
  • Обсуждение, рефлексия
  • Этапы развития группы
  • Характеристики каждого этапа

 

ОБЕД. 13-15 – 14-15

 

ТРЕТИЙ МОДУЛЬ. ТРЕНЕРСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ДЕЙСТВИЯ, СВЯЗАННЫЕ С УПРАВЛЕНИЕМ  ГРУППОЙ. 14-15 – 16-00

  • Действия тренера на каждом этапе развития группы (работа по группам – презентации – комментарий тренера)
  • Как справляться со «штормом» в группе?
  • Компетенции тренера, связанные с управлением группой
  • Основы тренерской коммуникации с участниками

 

КОФЕ-БРЕЙК. 16-00 – 16-15

 

ЧЕТВЕРТЫЙ МОДУЛЬ. ТРУДНЫЕ УЧАСТНИКИ И КАК С НИМИ РАБОТАТЬ? 16-15 – 18-00

  • Трудные участники – кто они?
  • «Трудные участники» или трудные ситуации в тренинге?
  • Стратегии и тактики работы в трудных тренинговых ситуациях
  • Моделирование («проигрывание») трудных ситуаций в группе

 

ВТОРОЙ ДЕНЬ

ТРЕНЕРСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКОЙ

 

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ. МЕТОДЫ МОДЕРАЦИИ В РАБОТЕ ТРЕНЕРА. ДЕБРИФИНГ. 10-00 – 11-30

  • Дебрифинг: анализ результатов первого дня тренинга
  • Дебрифинг: методика проведения
  • Методы и формы работы тренера как инструмент управления групповой динамикой
  • Модерация / фасилитация в работе тренера
  • Правила модерации (моделирование работы тренера как модератора)

 

КОФЕ-БРЕЙК. 11-30 – 11-45

 

ВТОРОЙ МОДУЛЬ. КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ В РАБОТЕ ТРЕНЕРА. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ И РАЗОГРЕВА ГРУППЫ. 11-45 – 13-15

  • Присоединение и контакт. Поддержка
  • Искусство инструкции для тренера (упражнение на инструкцию)
  • Навыки развивающей обратной связи
  • Как поддерживать тонус группы?
  • Активизация группы
  • Методы активизации группы
  • Методы разогрева группы. Виды и примеры разминок
  • Придумай свою разминку (упражнение)…

 

ОБЕД. 13-15 – 14-15

 

ТРЕТИЙ МОДУЛЬ. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В РАБОТЕ ТРЕНЕРА. 14-15 – 16-00

  • Эмоциональная компетентность: что это такое?
  • Основные компоненты эмоциональной компетентности
  • Навыки «управления собой» для тренера
  • Как передать (транслировать) эмоциональное состояние
  • Сторрителлинг (рассказывание историй) как инструмент работы тренера (упражнения на эмоциональную компетентность на материале рассказывания историй)

 

КОФЕ-БРЕЙК. 16-00 – 16-15

 

ЧЕТВЕРТЫЙ МОДУЛЬ. ИТОГОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ. ЗАВЕРШЕНИЕ ТРЕНИНГА. 16-15 – 18-00

  • Искусство «самонастройки» для тренера
  • Импровизация в работе тренера
  • Итоговое упражнение: проведение фрагмента тренинга в предложенной ситуации (трудные участники, сложная задача, необходимость импровизации и т.д.)
  • Подведение итогов тренинга
  • Определение индивидуальных зон развития по данной компетенции

 

ПРИМЕР 3

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕС-ТРЕНИНГОВ»

Рекомендуемый размер группы: 12 человек

Продолжительность каждого модуля (кроме МОДУЛЯ 6): 2 тренинг-дня (16 академических часов).

Цель обучения:

  • Создание команды профессиональных внутренних тренеров, способных самостоятельно планировать, организовывать и проводить тренинги для сотрудников компании.
  • Формирование базового пакета тренингов по основным направлениям обучения.

 

Предъявление новых требований к профессиональной подготовке специалистов предполагает использование новых технологий в обучении и развитии кадров. Переход на тренинговые формы обучения  решает эту проблему. Основные принципы такого подхода: активность, исследовательская творческая позиция, объективация поведения и партнерское общение открывают новые возможности в развитии и обучении работников

Активность участника тренинговой группы значительно отличается от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в такие специально разработанные процессы и процедуры взаимодействия, как парные и групповые упражнения, моделирование различных коммуникативных и профессиональных ситуаций, наблюдение и рефлексия группового взаимодействия. Особенно эффективными для достижения целей тренинга являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.

В ходе тренинга участники группы совместно заново структурируют  и осознают  имеющийся опыт, проверяют  предлагаемые принципы и постулаты на практике и открывают новые способы мышления и поведения. В тренинговой группе создается творческая среда, основными характеристиками которой являются открытость позиций, принятие чужой точки зрения, нацеленность на раскрытие своих внутренних ресурсов и возможностей.

В процессе участия в тренинге поведение людей переводится из импульсивного и слабо осознаваемого на объективированный уровень, позволяющий им более осознанно влиять на собственные эмоциональные реакции и поведенческие стереотипы. Средством объективации поведения на тренинге является обратная связь,  даваемая каждому участнику тренинга от всей группы и от конкретных участников.

Партнерские отношения между тренером и участниками  позволяют максимально эффективно использовать пространство и время тренинга. При таком подходе участники не остаются «пассивными потребителями», ожидающими, когда тренер самостоятельно выполнит всю необходимую работу, они начинают сотрудничать  как партнеры, имея общие цели и разделяя общие интересы. Воплощение этого принципа позволяет создать в группе атмосферу доверия, открытости и творчества, повышает вовлеченность в процесс обучения и снижает страх совершения ошибки.

Таким образом, групповой процесс на тренинге охватывает три основных аспекта личности:

  • когнитивный – получение новой информации посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение уровня знаний, анализе ситуаций, раскрытие новых возможностей;
  • эмоциональный – переживание полученного опыта, личностной значимости новых знаний, «нормализация» самооценки;
  • поведенческий – расширение поведенческого репертуара, отработка эффективных навыков и стратегий.

Тренинговый курс «Технология ведения бизнес-тренингов»  предназначен для преподавателей «предметников», переходящих с традиционных методов обучения – лекции, семинары на интенсивные технологии передачи знаний и навыков.

ПРОГРАММА КУРСА:

МОДУЛЬ 1

ТЕМЫ МОДУЛЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Введение в профессию тренера. Основные принципы обучения взрослых. Получение представления о концепции тренингового обучения, как активной формы обучения взрослых.

Получение опыта проектирования упражнений на формирование навыка.

Анализ персональных тренерских компетенций и оценка своих личностных ресурсов и ограничений для работы в тренинговом формате.

Разработка целей и задач тренинга по направлению обучения.

Требования к эффективному тренингу.
Формирование навыка.
Цели и результаты тренинга.
Общая структура тренинга.
Ключевые компетенции тренера.
Имидж и основные роли тренера.
Консультационная компетентность тренера.
Психологические позиции тренера и участников группы.
Домашнее задание Разработка структуры тренинга.

Разработка упражнений на развитие навыков по направлениям обучения.

Работа в зоне ближайшего развития персональных компетенций тренера.

МОДУЛЬ 2

ТЕМЫ МОДУЛЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Проектирование тренинга и арсенал тренерских средств.

 

Принципы построения сценария тренинга. Освоение технологии разработки сценария тренинга.

Овладение навыками управления активностью участников.

Разработка модулей и упражнений тренинга на основе критериев действенности обучения.

Освоение навыков гибкого использования инструментов тренинга.

Формы активности на бизнес-тренинге.
Обратная связь и ее функции.
Проектирование упражнений и модулей.
Дизайн тренинга.
Инструментарий и технологии проведения тренинга.
Планирование времени.
Домашнее задание Разработка сценариев тренингов по направлению обучения.

Разработка упражнений и форм активности.

МОДУЛЬ 3

ТЕМЫ МОДУЛЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Управление групповыми процессами

 

Развитие группы в тренинге. Понимание базовых законов формирования групп и внутригрупповых процессов.

Освоение навыков управления групповой динамикой.

Получение опыта проведения тренинга с «трудными» участниками.

Освоение технологии работы с сопротивлением обучению.

Освоение навыков работы с конфликтами в группе.

Внутригрупповые процессы.
Технологии управления внутригрупповыми процессами.
Коррекция поведения «трудных» участников.
Конфликты в группе.
Домашнее задание Разработка персональной системы работы с сопротивлением обучению.

Разработка дизайна тренингов по направлениям обучения.

МОДУЛЬ 4

ТЕМЫ МОДУЛЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Формирование тренерского стиля

 

Коммуникативные навыки тренера. Развитие коммуникативных навыков и технологий: вербальные и невербальные инструменты ведения тренингов. Освоение технологий активного слушанья.

Развитие навыков публичного выступления.

Разработка и становление персонального стиля тренера.

 

Самопрезентация и навыки выступления перед аудиторией.
Моделирование тренерского стиля.
Экология и этика тренинга.
Технологии самовосстановления и саморегуляции.
Подробная проработка личного стиля с видеоанализом.
Домашнее задание Разработка стилевого решения тренинга.

Оформление программы тренинга, дополнительных материалов.

МОДУЛЬ 5

ТЕМЫ МОДУЛЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Проведение и защита тренинга Оценка эффективности бизнес-тренинга. Освоение технологии оценки эффективности тренинга.

План посттренинговых мероприятий.

Разработка предложений по стандартному оформлению тренингов в компании.

Посттренинговые мероприятия.
Корпоративный стандарт для тренингов.
Проведение тренерских сессий участников.
Домашнее задание Проведение работы над ошибками.

Оформление тренинга в стандарте базового пакета тренингов компании.

МОДУЛЬ 6

ТЕМЫ МОДУЛЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Формирование базового пакета тренингов компании Дистанционная сдача документации на тренинг. Базовый пакет тренингов по направлениям обучения, оформленный по единым нормам.

Интервалы между модулями могут составлять от 14 до 30 календарных дней — по согласованию с Заказчиком.

 

ПРИМЕР 4
«УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ «КОНСТРУКТОР»»

Рекомендуемая продолжительность: 2 дня.

Рекомендуемый размер группы: 15 человек.

Аудитория тренинга: Бизнес-тренеры компании с небольшим опытом взаимодействия в команде.

Цель тренинга: Освоить навыки группового и индивидуального создания интерактивных процедур под задачи командообразования.

 

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА:

  1. МЕТАФОРЫ КОМАНДЫ И ЦЕЛИ БИЗНЕСА
  • Набор метафор «команды» и способы развития команд в управлении
  • Спортивная метафора (бейсбол, футбол, теннис и пр.)
  • Армейская метафора (взвод, рота, полк и пр.)
  • Химико-биологическая метафора (молекулы, тела-антитела и пр.)
  • Семейная метафора (родня дальняя и близкая, друзья, семейные кланы и пр.)

 

  1. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ КОНСТРУКТОР
  • Как создавать игру под себя и под группу
  • Тренинговый «лего»: универсальные детали для создания игры
  • Методы сочленения деталей. Как избегать противоречий
  • Композиционно-сюжетная концепция: матрица создания ситуаций

 

  1. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ КОМАНДЫ
  • Творчество в бизнесе. Бизнес как творчество. Роль тренера
  • Творческие методы решения стандартных рабочих задач. Коллективный разум
  • Творческие модели: RAFT, модель Билла Гейтса
  • Поддержание креативной формы в регулярной деятельности

 

  1. ТРЕНЕРЫ – ОСОБАЯ КОМАНДА
  • Особенности работы тренеров в стихийно сложившейся команде (по Розенштоку-Хюсси)
  • Виды командного взаимодействия тренеров на предприятии с осознанной и формализованной корпоративной культурой
  • Мотивы сопричастности, «драйверы приверженности» (по Е. Сидоренко)
  • Целостность и развитие синергии через артефакты, идеологемы и видение развития

 

По окончании тренинга участники смогут:

  • Почувствовать сопричастность к тренерскому сообществу в родной компании и осознать ее рациональную составляющую
  • Разнообразить свой практический инструментарий в любое время, когда возникает необходимость
  • Применять методы группового творчества и развивать их в привязке к своей профессиональной деятельности

 

ПРИМЕР 5
ПРОГРАММА  ТРЕНИНГА-КОНФЕРЕНЦИИ «ТРЕНЕРСКИЙ МАРАФОН»

Основные цели события

  1. Определение основных целей (задач) деятельности тренерской команды, энергетизация команды на достижение этих целей.
  2. Развитие (апгрейд) тренерских компетенций участников тренинга.
  3. Улучшение (повышение эффективности) коммуникаций между тренерами, командообразование.

 

В качестве дополнительных целей (задач) события могут рассматриваться:

  • стандартизация тренерской деятельности, разработка внутренних стандартов и положений (содержание, название стандарта могут быть определены Заказчиком);
  • определение инструментов и программы внутреннего PR тренерской команды (позиционирования, программы продвижения, «внутренней продажи»).

 

Определение жанра события

Жанр события предлагается определить как тренинг-конференцию (или интерактивную конференцию).

На наш взгляд, это позволит совместить преимущества обеих форм работы:

  • тренерскую работу и обучение (тренинг тренеров);
  • элементы интерактивной конференции (обмен опытом, наработками между участниками).

 

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ СЦЕНАРИЙ СОБЫТИЯ

До тренинга-конференции участники получают задачу подготовить к конференции:

  1. Выступления на пленарную часть (темы уточняются специально);
  2. Мастер-классы для коллег-тренеров
  3. Подготовить материалы для «Выставки достижений»

Кроме того, участники заполняют предварительную анкету, направленную на диагностику тренерского опыта и выявление ожиданий в части тренинга тренеров (какие темы, компетенции и ситуации нуждаются в разборе, развитии и т.п.)

Тренинг-конференция открывается выставкой Тренерских достижений (выставка собирается за час до открытия конференции).

Предлагаемый план приведен ниже.

 

Первый день

ПЕРВАЯ СЕССИЯ

  • Представление участников («визитки» от групп, например, по региональному признаку).
  • Упражнение на командообразование (взаимодействие, например, «Переправа»).

 

ВТОРАЯ СЕССИЯ

  • Групповое исследование: работа в модели самообучающейся организации.
  • Групповое исследование также является подготовкой к следующей части конференции.
  • Ориентировочные темы группового исследования:
  1. Тренинги в компании: основные успехи и достижения.
  2. Лучшие люди аула или Пальмовая ветвь (персональные номинации).
  3. Проблемы в тренинговой деятельности.
  4. Планы и перспективы развития Тренингово центра.
  5. И т.д.

 

ТРЕТЬЯ И ЧЕТВЕРТАЯ СЕССИЯ

  • Конференция с опорой на результаты группового исследования.
  • Группы представляют в виде доклада наработанные презентации.
  • Данные презентации перемежаются заранее подготовленными сообщениями.

При проработке основных проблем и перспектив развития тренинговой деятельности (тренингового центра) организуется работа в мини-группах (малых группах) на углубление (проработку) содержания.

Выделяются основные проектные группы и направления, которые будут работать на протяжении 2 и 3 дня. Примерные темы:

  1. PR и продвижение тренингов внутри компании.
  2. Перспективные тренинговые темы и т.д.

 

ПЯТАЯ СЕССИЯ

  • Импровизационный концерт – творческие задания группам на представление в различных жанрах.

 

Второй день

ПЕРВАЯ СЕССИЯ

  • Обучающая часть конференции.
  • Выступления и мини-дискуссии по темам:
  • системный подход при проектировании и проведении тренингов;
  • эффективные внутриорганизационные коммуникации.

 

ВТОРАЯ СЕССИЯ

  • Тренинг тренеров

(тема данного модуля формируется по заявкам в предварительно заполненных анкетах и по итогам первого дня).

 

ТРЕТЬЯ СЕССИЯ

  • Мастерские участников, параллельно проводятся 3-4 мастерские. (Участники проводят практико-ориентированные мастерские, на которых делятся опытом друг с другом).
  • Ориентировочные темы мастерских: опыт работы с определенной целевой группой, по какой-либо перспективной теме, опыт использования в тренинге различных инструментов и упражнений, идеи по разработке новых тренингов и т.д.

 

ЧЕТВЕРТАЯ СЕССИЯ

  • Работа в проектных группах
  • Участники развивают идеи и сюжеты, намеченные в первый день, и готовят выступление на заключительном пленуме.

 

ПЯТАЯ СЕССИЯ

  • «Вечер тренерских откровений» (например, по теме «Самая большая тренерская неудача»).

 

Третий день

ПЕРВАЯ СЕССИЯ

  • Обучающая часть конференции.
  • Выступления и мини-дискуссии по темам:
  • оценка эффективности внутренних тренингов;
  • продажа тренингов внутри компании.

 

ВТОРАЯ СЕССИЯ

  • Тренинг тренеров

(тема данного модуля формируется по заявкам в предварительно заполненных анкетах и по итогам первого дня).

 

ТРЕТЬЯ СЕССИЯ

  • Мастерские участников (могут быть предложены новые темы мастерских по сравнению со вторым днем или проведен повторный раунд для новых участников).

 

ЧЕТВЕРТАЯ СЕССИЯ

  • Заключительный пленум.
  • Выступления проектных групп.
  • Обсуждение докладов.
  • Подведение итогов тренинг-конференции.

 

ПЯТАЯ СЕССИЯ

  • Заключительный банкет (с творческой рефлексией групп), танцы, прогулки.

 

ОБУЧАЮЩИЕ МОДУЛИ
ПО ТЕМЕ

«ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕДАЧИ ЭКСПЕРТНЫХ ЗНАНИЙ В АКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ»

Примечание:
Данный текст является собственностью компании BEST T&D Group и документом для внутреннего пользования компании-Заказчика, и не подлежит передаче третьим лицам без дополнительного согласования сторон.

Исходная ситуация

Аудиторияопытные экспертные офисные сотрудники, у которых есть свои профессиональные наработки, отличное понимание специфики работы Заказчика и его положения на рынке и тд.

Цель предлагаемой программы обучения:

  • Создание команды профессионалов по передаче знаний из числа опытных сотрудников.
  • Развитие некоторых тренерских компетенций, позволяющих самостоятельно планировать, организовывать и проводить семинары и тренинги для сотрудников и партнеров компании.
  • Формирование базового пакета тренингов по основным направлениям работы.

Предъявление новых требований к профессиональной подготовке специалистов предполагает использование новых технологий в обучении и передаче знаний. Переход на тренинговые формы обучения  решает эту проблему. Основные принципы такого подхода: активность, практичность, экспертность, партнерское общение открывают новые возможности в развитии и обучении сотрудников.

Активность участника в тренинговом формате значительно отличается от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в такие специально разработанные процессы и процедуры взаимодействия, как парные и групповые упражнения, моделирование различных коммуникативных и профессиональных ситуаций, наблюдение и обратная связь от эксперта-ведущего.

В процессе участия в тренинге поведение людей переводится из импульсивного и слабо осознаваемого на объективированный уровень, позволяющий им более осознанно влиять на собственные реакции и поведенческие стереотипы. Средством объективации поведения на тренинге является обратная связь,  даваемая каждому участнику тренинга от всей группы и от конкретных участников.

Партнерские отношения между тренером и участниками  позволяют максимально эффективно использовать пространство и время тренинга. При таком подходе участники не остаются «пассивными потребителями», ожидающими, когда тренер самостоятельно выполнит всю необходимую работу, они начинают сотрудничать  как партнеры, имея общие цели и разделяя общие интересы. Воплощение этого принципа позволяет создать в группе атмосферу доверия, открытости и творчества, повышает вовлеченность в процесс обучения и снижает страх совершения ошибки.

Таким образом, групповой процесс на тренинге охватывает три основных аспекта личности:

  • когнитивный – получение новой информации посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение уровня знаний, анализе ситуаций, раскрытие новых возможностей;
  • эмоциональный – переживание полученного опыта, личностной значимости новых знаний, «нормализация» самооценки;
  • поведенческий – отработка эффективных навыков и стратегий, мотивация к применению нового.

Тренинговый курс «Технология передачи экспертных знаний в активном обучении» предназначен для экспертов Заказчика, переходящих с традиционных методов передачи знаний – лекции, семинары на более интенсивные практичные технологии.

Предлагаемая структура программы обучения

МОДУЛЬ 1

ТЕМЫ МОДУЛЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Введение в тренинг. Установочный курс

 

8 часов.

Основные принципы обучения взрослых. Получение представления о концепции тренингового обучения, как активной формы обучения взрослых.

Получение опыта освоения тренерских ролей.

Анализ персональных тренерских компетенций и оценка своих личностных ресурсов и ограничений для работы в тренинговом формате.

Разработка целей и задач тренинга по специфике каждого участника.

В завершение тренинга, например, план цикла тренингов рег. команд.

Требования к эффективному тренингу.
Передача специфических бизнес-знаний и формирование навыка.
Как грамотно формулировать цели и результаты тренинга.
Общая структура тренинга.
Ключевые компетенции тренера.
Имидж и роли тренера.
Консультационная компетентность тренера.
Психологические позиции тренера и участников группы.
Домашнее задание Разработка целей и задач своего тренинга.

Разработка идей активностей на развитие навыков по направлениям обучения.

Чтение рекомендованной литературы

При необходимости – обращение за консультациями в созданной на тренинге WhatsApp-группе

Индивидуальная работа с участниками Одна 2-часовая консультация и 4 часа супервизии (анализ и обратная связь по разработкам для своих тренингов) С КАЖДЫМ участником (очно или по видеосвязи)

МОДУЛЬ 2

ТЕМЫ МОДУЛЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Навыки презентации

 

8 часов.

Коммуникативные навыки тренера. Развитие коммуникативных навыков и технологий: вербальные и невербальные инструменты презентации в тренинге. Освоение технологий привлечения и управления вниманием.

Развитие навыков публичного выступления.

Разработка и становление персонального презентационного стиля тренера.

 

Самопрезентация и навыки выступления перед аудиторией.
Презентация и передача информации – оптимальный процесс.
Управление вниманием и содержанием.
Технологии настройки на выступление.
Подробная проработка личного стиля презентации обучающего материала с видеоанализом.
Домашнее задание Отработка презентационных навыков  по своей теме каждым участником в любом возможном случае. Видеозапись 2-3-х своих выступлений для персонального разбора с тренером.

Чтение рекомендованной литературы.

Индивидуальная работа с участниками Одна 2-часовая консультация и 4 часа супервизии (анализ и обратная связь по презентационным навыкам для своих тренингов) С КАЖДЫМ участником (очно или по видеосвязи)

МОДУЛЬ 3

ТЕМЫ МОДУЛЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Управление групповыми процессами.

8 часов.

 

Развитие группы в тренинге. Понимание базовых законов формирования групп и внутригрупповых процессов.

Освоение навыков управления групповой динамикой.

Получение опыта проведения тренинга с «трудными» участниками.

Освоение технологии работы с сопротивлением обучению.

Освоение навыков работы с конфликтами в группе.

Внутригрупповые процессы.
Технологии управления внутригрупповыми процессами.
Коррекция поведения «трудных» участников.
Конфликты в группе.
Домашнее задание Разработка персональной системы работы с сопротивлением обучению.

Описание кейса/лучшей практики работы с реальным трудным участником (не только в тренинге, но и в совещаниях, встречах).

МОДУЛЬ 4

ТЕМЫ МОДУЛЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Проектирование тренинга и арсенал тренерских средств.

8 часов.

 

Принципы построения сценария тренинга. Освоение технологии разработки сценария тренинга.

Овладение навыками управления активностью участников.

Разработка модулей и упражнений тренинга на основе критериев действенности обучения.

Освоение навыков гибкого использования инструментов тренинга.

Формы активности на бизнес-тренинге.
Обратная связь и ее функции.
Проектирование упражнений и модулей.
Дизайн тренинга.
Инструментарий и технологии проведения тренинга.
Домашнее задание Планирование времени на активности в тренинге.

Составление сбалансированного дизайна тренинга.

Сбор и анализ кейсов по работе с трудными участниками

Индивидуальная работа с участниками Одна 2-часовая консультация и 4 часа супервизии (анализ и обратная связь по  кейсам с трудными участниками и обратная связь по дизайнам тренингов) С КАЖДЫМ участником (очно или по видеосвязи)
ФИНАЛЬНАЯ СУПЕРВИЗИЯ (опция)   РЕЗУЛЬТАТЫ
Проведение и защита тренинга. Оценка эффективности бизнес-тренинга. Освоение технологии оценки эффективности тренинга.

План посттренинговых мероприятий.

Разработка предложений по стандартному оформлению тренингов в компании.

Посттренинговые мероприятия.
Корпоративный стандарт для тренингов.
Проведение тренерских сессий участников.
Домашнее задание Проведение работы над ошибками.

Оформление тренинга в стандарте базового пакета тренингов компании.

ИТОГО К КОНЦУ 2017 года:   РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование базового пакета тренингов компании. Пакет материалов на каждый тренинг. Базовый пакет тренингов по направлениям обучения подразделения, оформленный по единым нормам.

Интервалы между модулями могут составлять от 1 до 2-3 месяцев — по согласованию с Заказчиком.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ-МЕТОДИСТОВ

«ИСКУССТВО И ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРЕНИНГОВ»

Цели тренинга:

  • Систематизация представлений об инструментах создания (проектирования) тренинга;
  • Развитие компетенции «создание тренинга» у участников тренинга;
  • Разработка (доработка) тренинга компании Заказчика по базовым менеджерским навыкам.

ПРОГРАММА ПО СЕССИЯМ:

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРЕНИНГА: БАЗОВЫЙ АЛГОРИТМ

ПЕРВАЯ СЕССИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ТРЕНИНГ

  • Представление участников: опыт создания тренингов
  • Подготовка презентаций: основные принципы создания тренинга
  • Ожидания от тренинга
  • Создание тренинга: аппликация или изобретение? (дискуссия)

 

ВТОРАЯ СЕССИЯ. СОЗДАНИЕ ТРЕНИНГА: БИЗНЕС-ЗАДАЧА 

  • Введение в тему проектирования тренинга
  • Единицы проектирования:
  • Упражнение (как создавать упражнение?);
  • Модуль (проектирование тренингового модуля);
  • Тренинг;
  • Программа (отличие программы тренингов от набора тренингов).
  • Три источника проектирования тренинга: бизнес-задача, культура, методика
  • Бизнес-задача (на материале тренинга по менеджерским навыкам)
  • Критерии эффективности тренинга и процесса его проектирования
  • Бизнес-задача: как диагностировать потребность (задачу) заказчика
  • Анализ деятельности (ситуации развития) тренируемых
  • Методы предтренинговой диагностики (наблюдение и др.)
  • Правила проведения предтренингового интервью.

 

ТРЕТЬЯ СЕССИЯ. КУЛЬТУРА КАК КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО

  • Культура как пространство метафор для создания тренинга (упражнения)
  • Творческие методы при изобретении содержания тренинга (майнд-мэп, «шесть шляп» и другие)
  • Поиск культурных метафор по теме менеджерского тренинга.

 

ЧЕТВЕРТАЯ СЕССИЯ. МЕТОДИКА: ОФОРМЛЕНИЕ ТРЕНИНГА

  • Методика: меню тренерских методов и форматы группового взаимодействия (описание и правила реализации методов)
  • Инвариантность и вариативность при проектировании тренинга
  • Учет групповой динамики при проектировании тренинга
  • Тайминг при проектировании тренинга (соотношение и продолжительность частей тренинга)

ПЯТАЯ СЕССИЯ. РАЗРАБОТКА УЧАСТНИКАМИ (В ПРОЕКТНЫХ ГРУППАХ) ПРОГРАММЫ МЕНЕДЖЕРСКОГО ТРЕНИНГА.

ВТОРОЙ ДЕНЬ.

ПРЕЗЕНТАЦИИ ВЕРСИЙ ТРЕНИНГА. СОЗДАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЙ.

ШЕСТАЯ И СЕДЬМАЯ СЕССИИ

  • Презентации группами подготовленных версий тренинга
  • Методический разбор представленных сценариев тренинга
  • Проигрывание и разбор подготовленных упражнений

 

ВОСЬМАЯ СЕССИЯ

  • Создание итоговой версии (каркаса / cкелета) менеджерского тренинга
  • Оформление (формализация) программы тренинга.
  • Дизайн тренинга
  • Пакет материалов по тренингу (презентация и др.)
  • Определение программы доработки тренинга

 

ДЕВЯТАЯ СЕССИЯ

  • Обсуждение итогового алгоритма создания тренинга (для компании Заказчика)
  • Подведение итогов тренинга
  • Определение индивидуальных зон развития.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ «КОНСТРУКТОР» БИЗНЕС-ТРЕНЕРА

Рекомендуемая продолжительность: 2 дня

Рекомендуемый размер группы: до 15 человек

Аудитория тренинга:

ТРЕНЕРЫ, менеджеры, выполняющие функцию бизнес-тренеров, испытывающие дефицит интерактивного инструментария «собственного изготовления»

Цель тренинга:

Освоить навыки создания игровых и пр. интерактивных процедур под самые разные тренинговые и другие развивающие задачи

В ПРОГРАММЕ:

ТРЕНИНГОВЫЕ и САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

  • Классификация игр и упражнений для бизнес-тренингов, созданных для повышения динамики группы в обучении
  • Структура интерактивного упражнения: тренерам и участникам
  • Навык инсталляции игры в тренинг
  • Ограниченность игровых библиотек, пути преодоления дефицита

 

СВЯЗЬ ИНТЕРАКТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЫ И ТЕМЫ ТРЕНИНГА

  • Концепция тренинга и его динамическое разнообразие
  • Модель Колба и интерактивная процедура
  • Логические игровые связи внутри тем и подтем тренинга
  • Как выбрать наиболее подходящую игровую форму

 

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ КОНСТРУКТОР

  • Как создавать игру под себя и под группу
  • Тренинговый «лего»: универсальные детали для создания игры
  • Методы сочленения деталей. Как избегать противоречий в инструкциях
  • Композиционно-сюжетная концепция: матрица создания ситуаций

 

КАК ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ

  • Чем заканчивается игра
  • Что получают участники в результате интерактива
  • Как грамотно выйти из игры
  • Какие вопросы можно и нельзя задавать участникам
  • Кто и какие должен делать выводы

 

КАК ФИКСИРОВАТЬ СВОИ «НАХОДКИ»

  • Варианты записывания упражнений (на карандаш, на камеру, на диктофон, 3-им лицом)
  • Блоки, составляющие грамотную запись упражнения
  • Способы редактирования упражнений и игр
  • Формализация руководства (manual) для другого тренера, который проводит такие же тренинги и игры в компании

 

По окончании тренинга участники смогут:

  • Создавать игры и упражнения с помощью освоенной на тренинге технологии
  • Разнообразить свой практический инструментарий в любое время, когда возникает необходимость
  • Грамотно «привязывать» игру к теме тренинга и делать из нее практические для участников выводы

 

МЕТОД ВЕДЕНИЯ БИЗНЕС-ТРЕНИНГА

Бизнес-тренинг проводится в режиме интенсивного взаимодействия ведущих и участников. Для эффективного усвоения участниками теоретического материала в программу включено большое количество разработческих сессий.

Распределение времени в структуре бизнес-тренинга (формула эффективности):

  • 20% теоретический материал
  • 60% деловые игры, упражнения, кейс-стади
  • 15% дискуссионная работа участников: мозговые штурмы, обсуждения, разбор конкретных примеров
  • 5% консультации по вопросам слушателей по темам тренинга

В течение тренинга тренером ведется мониторинг эффективности занятий. В конце бизнес-тренинга проводится зачетное мероприятие для участников с целью оценки практической пользы полученных знаний и навыков.

Участники получают раздаточный материал, содержащий рекомендации и рабочие формы.

Тренинг

«Техники фасилитации –  инструменты УПРАВЛЕНИЯ ОБСУЖДЕНИЕМ» 

Продолжительность: 1-2 дня

Цель тренинга: разобрать ряд техник группового обсуждения разных задач в разных форматах фасилитации.

В результате тренинга участники должны приобрести и отработать навык организации и проведения фасилитации задач/кейсов по стратегии, научиться самостоятельно управлять процессами группового обсуждения,  максимально вовлекая всех участников мероприятия.

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА:

ТЕМА

ФОРМЫ ОТРАБОТКИ
(кроме лекций и экспертных комментариев)

Фасилитация:

  • Что такое фасилитация и как она  может улучшить качество рабочего мероприятия?
  • Роль фасилитатора: организатор дискуссии, а не лектор или эксперт. Коммуникации фасилитатора: задавать вопросы, организовывать дискуссию и вовлечение
  • Цель фасилитации кейса: дать новые возможности развития участников через вовлечение и аналитику вслух
  • Методы группового анализа ситуации, разработки групповых решений  проблем и планирования конкретных действий (алгоритмы) в 4-х часовом формате
Модельный показ работы фасилититатора тренером

Дискуссия в малых группах по увиденному

Упражнение «Рабочая проблема»

  • Анализ кейсов с помощью фасилитации:
    — что делать участникам и фасилитатору ДО встречи, как работать с теми, кто не прочитал кейс
    — типовые блоки анализа кейса – сценарирование обсуждения в рамках 4-х часов
    — организация дискуссии по кейсу – кого спросить первым, как вовлечь молчунов, высказывать ли свое мнение
Упражнение «Кейс про кейс»

Сценарирование фасилитации на 4 часа

Отработка этапов работы с кейсом (минимум три человека отрабатывают навыки)

  • Методы сбора идей по кейсу:
    — динамическая фасилитация (возможности и ограничения)
    — pinpiont (возможности и ограничения)
  • Структура кейса, способы визуализации кейса и визуальные шаблоны
Разминка

Отработка методов сбора идей по кейсу

Отработка создания визуальных шаблонов для анализа

  • Связь количества участников и динамики обсуждения
  • Техники для сбалансирования динамики и восстановления рабочей атмосферы в группе.
  • Различные способы группировки и перемещения участников в фасилитации
  • Подводные камни поведения участников
Упражнение «Динамика»

Отработка управления групповой динамикой в обсуждении по предлагаемым тренером инструкциям

Завершающие мероприятия с обратной связью и рекомендациями тренера

Рекомендация по дополнительной литературе

  • Постановка проблемы
  • Проблемы, задачи и их решения
  • Основные подходы к решению задач: алгоритмы и эвристики
  • Постановка проблемы сессии, фокусирующие вопросы
Мозговой штурм «Стратегическая проблема»

Отработка навыков проблематизации и постановки задач

Освоение алгоритмов сессии и формулирования вопросов

  • Сценарий фасилитационной сессии
  • Техника исполнения
  • Избранные техники
  • Базовые фасилитационные сценарии
  • Визуальные шаблоны в фасилитации
  • Самостоятельное создание простого визуального шаблона
Сессия сценарирования встреч под разные задачи

Освоение визуальных шаблонов

  • Подготовка фасилитационной сессии (мини-формат)
  • Проведение сессий участниками тренинга
  • Обратная связь от тренера и группы
3-4 мини-сессии как финальное задание

 

 

Приложение 1

ТЕХНОЛОГИИ ФАСИЛИТАЦИИ

ТЕХНОЛОГИЯ

ПРИНЦИП

М
А
Л
Ы
Е

Г
Р
У
П
П
Ы

Техники структурированного мозгового штурма: «Ментальные карты» (Mind Map),
Рыба Исикавы,
Дерево решений,
SWOT-анализ,
PEST-анализ и т.п.
На листы флипчарта заранее выносится структура анализа проблемы. Таким образом, задаются единые требования, по которым каждая команда проводит свой анализ и генерирует идеи.

Применяются в малых группах или в больших, но с помощью других фасилитаторов. Обычно для решения задач на поиск новых идей или глубокого и многостороннего анализа проблем

Pinpoint Facilitation
(метод карточек)
Каждый участник выписывает свои предложения на карточки (одна карточка – одна идея). Затем все карточки выкладываются на стол, крепятся к доске или к флипчарту. Метод удобен для быстрой генерации, сортировки, комбинации и ранжирования идей.

Применяются в группах  разного размера. Обычно для построения плана действий, обсуждения проектов, решения кейсов

Динамическая фасилитация Модератор фиксирует реплики участников на 4 заранее подготовленных флипчартах: 1) вопросы, 2) решения, 3) информация, 4) опасения.

Применяются в малых группах. Обычно для проведения совещаний, решения кейсов

Б
О
Л
Ь
Ш
И
Е

Г
Р
У
П
П
Ы

Д
О
Н
Е
С
К
О
Л
Ь
К
И
Х

С
О
Т
Е
Н

Ч
Е
Л
О
В
Е
К

Технология
«Открытое пространство»
(
Open Space)
Определяется только общая тема, после чего участникам дается возможность самим предложить проблемы для обсуждения. Заявляя проблему, сотрудник берет на себя ответственность за проведение мозгового штурма и доведение его результатов до остальных участников мероприятия. Пространство полностью открыто: участники сами выбирают, в обсуждении какой из заявленных проблем будут участвовать, они могут свободно перемещаться от одного мозгового штурма к другому.

Применяются в больших группах. Обычно для анализа сложных ситуаций, обсуждения больших проектов, стратсессий

Технология
«Мировое кафе»
(The World Café)
Перемещаясь от стола к столу (4 участника, один из которых остается за столом как его хозяин), участники обмениваются вопросами и идеями, наиболее интересные из которых затем обсуждаются всей группой и фиксируются на флипчартах.

Применяются в больших группах. Обычно для конференций, стратсессий

Технология
«Поиск будущего»
Работая в подгруппах, участники рисуют MindMap позитивного и негативного опыта компании, а также ее нынешнего состояния («Наше прошлое», «Наше настоящее», «Наметившиеся тренды»). На пленарном совещании После пленарного обсуждения создаются подгруппы в новом, смешанном составе, которые работают над образом будущего (его альтернативами, сценариями или различными аспектами). В ходе пленарного обсуждения презентация каждой подгруппы обсуждается с трех позиций: «критики» (адвокаты дьявола), «визионеры» (позитив), «прагматики» (поиск здравых зерен). Вокруг выбранных путем ранжирования элементов будущего создаются проектные группы, разрабатывающие план реализации (сроки, ожидаемые результаты, KPI).

Применяются в больших и малых группах. Обычно для конференций, планирования на перспективу