Компания BEST T&D Group уже около 20-ти лет является одной из старейших школ бизнес-тренеров на территории России и СНГ.
Открытый Тренерский Университет Марка Кукушкина (ОТУМКа), обучивший уже тысячи бизнес-тренеров, тому яркое подтверждение.
Мы регулярно проводим корпоративные программы развития внутренних тренеров для наших заказчиков:
Программа тренинга
«Тренинг онлайн тренеров»
(на платформах Zoom и MS Teams)
Продолжительность тренинга: 2 тренинг-дня (16 часов)
Рекомендуемое количество участников: 12 человек
Платформа проведения: Zoom
Цели тренинга:
- Разобрать методические, психологические особенности проведения тренингов в онлайн формате
- Содействовать освоению тренерами подходов, методических приёмов, необходимых для проведения тренинга в онлайн формате
- Вооружить участников методическими и техническими инструментами для самостоятельного создания и перевода проведения собственных онлайн тренингов и /или перевода собственных очных тренинговых программ в онлайн формат
- Предоставить экспертную обратную связь относительно методологии и применения онлайн инструментов при проведении фрагмента собственного онлайн тренинга
Методика проведения: Все изучаемые методики в каждом пункте программы проводятся на диджитал-инструментах, наглядно демонстрируются ведущим на протяжении всего тренинга и воспроизводятся, отрабатываются самими участниками.
Содержание программы:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК | СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА |
1 День МЕТОДИКА И ИНСТРУМЕНТЫ |
|
1. Вызовы современного мира |
|
2. Ключевые отличия офлайн и онлайн формата обучения |
|
3. Обзор платформы Zoom |
|
4. Инструменты проведения |
|
5. Виды активностей |
|
6. Структура и композиция. Сборка тренинга |
|
В завершающей части первого дня участникам ставится задание: в течение 3-5 дней необходимо подготовить фрагмент тренинга по выбранной теме с применением изученных методических и технических инструментов при поддержке тренера.
2 День ПРАКТИКУМ. ПРОВЕДЕНИЕ ФРАГМЕНТА СОБСТВЕННОГО ТРЕНИНГА |
Демонстрация участниками технических и методических инструментов в ходе проведения подготовленного тренингового блока.
1. Проведение фрагмента собственного тренинга. Участники в составе мини-групп последовательно проводят позиционирование, пояснение цели активности своих тренинговых блоков 2. Обсуждение результатов и предоставление обратной связи 3. Сессия вопросов и ответов. Планирование дальнейших шагов
Методика проведения: Участники в составе пары (тройки) последовательно проводят позиционирование, пояснение цели активности своих тренинговых блоков. После каждого блока проводится сессия обратной связи (с рекомендациями) в последовательности: 1) участники-ведущие (саморефлексия), 2) участники-наблюдатели, 3) тренер |
ПРОГРАММА
УЧИСЬ УЧИТЬ
программа для тех, кому предстоит обучать свою команду, и кто хочет это делать интересно, ярко и продуктивно
Продолжительность: 1 день (8 часов)
Время |
Содержание |
10.00-11.45
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ. ЗАКОНЫ ЖАНРА ИЛИ КАК ПРАВИЛЬНО СТРОИТЬ ТРЕНИНГ
|
Знакомство с тренером и программой. Введение в тренинг Ключевые подходы в обучении взрослых. Чем взрослые участники отличаются от детей и почему важно учитывать эту разницу Типы участников тренинга (активисты, аналитики, теоретики, практики). Как различные типы воспринимают информацию. Как использовать эти знания на практике. Пирамида обучения. Модель обучения Дэвида Колба – что это такое и почему это считается «тренерской азбукой» Упражнение – научи по «Колбе». Участники в мини-группах прописывают один блок из программы обучения, соблюдая 4 этапа цикла Колба. |
11.45-12.00 | Кофе-брейк |
12.00-13.30
БАЗОВЫЕ НАВЫКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ |
Разминка «Квадратное дыхание» — на отработку навыка управления стрессом Навыки хорошего презентатора. 10 ошибок при проведении презентаций. ВЕРБАЛЬНЫЕ НАВЫКИ: Навык убедительной аргументации. Для поиска примеров участникам необходимо использовать 4 источника: |
13.30-14.30 | Обед |
14.30-15.45 | НЕВЕРБАЛЬНЫЕ НАВЫКИ:
Просмотр видео-роликов с удачными и неудачными примерами выступлений. Упражнение (Подготовка идет в тройках). Участники в своих тройках готовят кусочек из будущего тренинга. Условие: каждый из тройки должен принять участие в выступлении. |
15.45-16.00 | Кофе-брейк |
16.00-17.30
РАБОТА С ВОПРОСАМИ АУДИТОРИИ |
Дыхательные разминки на управление стрессом.
Мини-лекция: Типы сложных участников (молчуны, болтуны, провокаторы). Какие вопросы обычно задают разные типы участников. Упражнение «Вертушка вопросов» — на отработку навыка быстрой работы с вопросами. Для выполнения упражнения участники в мини-группах прописывают вопросы к теме тренинга: После этого участники меняются своими вопросами и продумывают ответы с использованием изученных техник. |
17.30-18.00 | Завершение тренинга. Обратная связь от аудитории. Распределение домашних заданий |
ПРИМЕРЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ
ПО ТЕМЕ
«ТРЕНИНГ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ»
Наименование Исполнителя:
Общество с ограниченной ответственностью «БЕСТ-Тренинг»
Почтовый адрес Исполнителя:
129090, Москва, Большая Сухаревская площадь, д. 9
Примечание:
Данный текст является собственностью компании «БЕСТ-Тренинг» и документом для внутреннего пользования компании-Заказчика, и не подлежит передаче третьим лицам без дополнительного согласования сторон.
ПРИМЕР 1.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ТРЕНЕРОВ
«ТРЕНИНГ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ»
Рекомендуемая продолжительность: 3 дня.
Рекомендуемый размер группы: 8-16 человек.
Цели программы обучения:
- Формирование у участников программы обучения системы тренерских компетенций
- Повышение совокупных доходов участников программы обучения (полученных от тренерской деятельности).
Задачи программы обучения:
- Формирование или обогащение методического тренерского инструментария и систематизация теоретических представлений о тренинге.
- Формирование тренерских компетенций в области постановки целей тренинга и формирования навыка.
- Формирование (развитие, апгрейд) навыков подготовки и проведения тренинга у участников программы обучения.
- Формирование тренерских компетенций в области проектирования и проведения тренинга: модели, структуры, игры, упражнения и т.д.
- Развитие тренерских компетенций в области сопровождения тренинговой деятельности в компании: выявление потребностей в обучении, оценка потенциала участников, составление отчета о тренинге т.д.
- Формирование представлений о тренинге как бизнесе и навыков самопродвижения (самомаркетинга) в качестве тренера.
- Получение участниками программы обучения опыта самостоятельного ведения тренингов и профессиональной обратной связи (супервизии) от экспертов и коллег.
- Самостоятельная разработка тренинговых модулей и программ.
Структура программы:
1-Я СЕССИЯ «ПРОФЕССИЯ-ТРЕНЕР. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-ТРЕНИНГА. ТРЕНЕР КАК КОНСУЛЬТАНТ»
2-Я СЕССИЯ «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ. ТРЕНЕРСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ»
3-Я СЕССИЯ «ТРЕНЕРСКИЕ СТИЛИ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРЕНИНГА»
4-Я СЕССИЯ «ЗАЧЕТНЫЕ РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ»
1-Я СЕССИЯ
«ПРОФЕССИЯ-ТРЕНЕР. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-ТРЕНИНГА.
ТРЕНЕР КАК КОНСУЛЬТАНТ»
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА:
- ТЕХНОЛОГИИ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ В КОМПАНИИ
- Портрет эффективного тренера. Ключевые компетенции тренера.
- Имидж тренера и тренерские роли. Какие роли тренера оптимальны для использования в вашей компании.
- Специфика работы внутреннего тренера. Позиция тренера в компании.
- «Сгорание» и другие проблемы в работе тренера.
- ТРЕБОВАНИЯ К ЭФФЕКТИВНОМУ ТРЕНИНГУ
- Требования к тренингу в вашей компании.
- Бизнес-тренинг: основные понятия.
- Специфика тренинга как формы (метода) обучения.
- Как представить преимущества тренинга и формат тренинга участникам?
- Цели и результаты тренинга.
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ТРЕНИНГА.
- Модельные сессии по формированию навыков.
- Проектирование упражнений на формирование навыка.
- ТРЕНИНГОВЫЙ ЦИКЛ: ДО И ПОСЛЕ ТРЕНИНГА
- Как появляется потребность в тренинге? Профиль компетенций.
- Исследование (выявление) потребностей в обучении: технологии и опыт.
- КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ТРЕНЕРА
- Технологии выявления «узких мест» в компании во время предтренинговой диагностики.
- Тренинговые и нетренинговые решения.
- ДИАГНОСТИКА В ТРЕНИНГЕ
- Диагностические процедуры и упражнения в бизнес-тренинге
- Групповая и индивидуальная самодиагностика.
- Диагностика в тренинге: методический аспект.
- ПОДГОТОВКА ОТЧЕТА О ТРЕНИНГЕ
- Обратная связь руководителю подразделения.
- ЛАБОРАТОРИЯ ТРЕНИНГА — ТРЕНИНГ ПО КОММУНИКАТИВНЫМ НАВЫКАМ
- Специфика внутриорганизационной коммуникации.
- Элементы тренинга коммуникативных навыков.
- Проведение переговоров. Эффективные совещания.
- Проектирование и реализация тренинга.
2-Я СЕССИЯ
«ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ. ТРЕНЕРСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ»
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА:
- ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА: ОСНОВЫ РАБОТЫ С ГРУППОЙ
- Развитие группы в тренинге.
- Модели формирования и развития группы (основные этапы).
- Управление группой. Работа с трудными участниками. НЛП.
- БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТРЕНИНГА
- Тренерский инструментарий.
- Техники «размораживания» группы.
- Мотивация участников и группы к участию в тренинге (к обучению).
- Демонстрация навыков
- МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ГРУППЫ И УЧАСТНИКОВ. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
- Моделирование («проигрывание») ситуаций.
- Кейсы как элемент тренинга.
- Отработка и закрепление представленных информации и навыка.
- ПОЛУЧЕНИЕ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
- Использование технических средств обучения.
- ЭФФЕКТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
- Конфликт в группе. Способы управления конфликтом.
- ЛАБОРАТОРИЯ ТРЕНИНГА — ПРОДАЖИ
- Тренинги по продаже и продвижению новых продуктов.
- Тренинг телефонных переговоров
- Основы тренинга продаж и телефонных переговоров
- Проектирование и реализация тренинга по данной теме.
3-Я СЕССИЯ
«ТРЕНЕРСКИЕ СТИЛИ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРЕНИНГА»
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА:
- ТРЕНЕРСКИЕ СТИЛИ. РОЛИ ТРЕНЕРА
- Роли тренера. Репертуар тренерских ролей
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ
- Создание упражнений под бизнес-задачу.
- Рождение тренинга как творческий процесс и изобретение. ТРИЗ.
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРЕНИНГОВОГО МОДУЛЯ
- Элементы тренинговой сессии (динамика форм и методов работы).
- «Скелет» и «мясо» тренинга.
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ТРЕНИНГА
- Структура тренинга.
- Упражнение по созданию элементов тренинговых программ (дизайнов) участниками тренинга.
- ДИЗАЙН ТРЕНИНГА
- Оформление программы (дизайна) тренинга.
- Создание (разработка) раздаточных материалов.
- СИСТЕМА ТРЕНИНГОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
- Система тренингов в организации.
- Специфика позиции и деятельности внутреннего тренера.
- Бюджет обучения.
- Позиционирование Тренингового центра внутри компании.
- ЛАБОРАТОРИЯ ТРЕНИНГА – ФОРМИРОВАНИЕ МЕНЕДЖЕРСКИХ НАВЫКОВ
- Тренинги менеджерских навыков: элементы и технологии.
4-Я СЕССИЯ
«ЗАЧЕТНЫЕ РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ»
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА:
- МАРКЕТИНГ ТРЕНИНГОВЫХ УСЛУГ
- Cамопродвижение тренера
- Маркетинговая стратегия тренера
- ТРЕНИНГОВАЯ КОМПАНИЯ: ИСКУССТВО РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА
- Лаборатория тренинга – Тренинги личной эффективности
- Тренинг по личной эффективности в организации.
- Самоорганизация и личная эффективность: методические аспекты тренинга.
- Тайм-менеджмент. Эффективная презентация.
- Проектирование и реализация тренинговых модулей в данной области.
- ЛАБОРАТОРИЯ ТРЕНИНГА — КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ
- Тренинг по формированию команды: методы, технологии, инструменты.
- Cпецифика тренингов по формированию команды.
- Тренинги по формированию команды в подразделении компании.
ПРИМЕР 2
«КОМПЕТЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ»
Цели тренинга:
- Систематизация представлений об управлении группой, тренерских подходах и инструментарии
- Развитие компетенции управления групповыми процессами у участников тренинга
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ.
ВВЕДЕНИЕ В ГРУППОВУЮ ДИНАМИКУ. НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКОЙ.
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ. ВВЕДЕНИЕ В ТРЕНИНГ. 10-00 – 11-30
- Представление участников: опыт управления группой
- Введение в тренинг
- Цели и ожидания участников тренинга
- Подготовка презентаций (стартовый уровень знаний участников)
- Что такое группа? (презентации и обсуждение)
КОФЕ-БРЕЙК. 11-30 – 11-45
ВТОРОЙ МОДУЛЬ. ВВЕДЕНИЕ В ГРУППОВУЮ ДИНАМИКУ. 11-45 – 13-15
- Определение «групповой динамики»
- Упражнение «Пробка на дороге» (моделирование развития группы)
- Обсуждение, рефлексия
- Этапы развития группы
- Характеристики каждого этапа
ОБЕД. 13-15 – 14-15
ТРЕТИЙ МОДУЛЬ. ТРЕНЕРСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ДЕЙСТВИЯ, СВЯЗАННЫЕ С УПРАВЛЕНИЕМ ГРУППОЙ. 14-15 – 16-00
- Действия тренера на каждом этапе развития группы (работа по группам – презентации – комментарий тренера)
- Как справляться со «штормом» в группе?
- Компетенции тренера, связанные с управлением группой
- Основы тренерской коммуникации с участниками
КОФЕ-БРЕЙК. 16-00 – 16-15
ЧЕТВЕРТЫЙ МОДУЛЬ. ТРУДНЫЕ УЧАСТНИКИ И КАК С НИМИ РАБОТАТЬ? 16-15 – 18-00
- Трудные участники – кто они?
- «Трудные участники» или трудные ситуации в тренинге?
- Стратегии и тактики работы в трудных тренинговых ситуациях
- Моделирование («проигрывание») трудных ситуаций в группе
ВТОРОЙ ДЕНЬ
ТРЕНЕРСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКОЙ
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ. МЕТОДЫ МОДЕРАЦИИ В РАБОТЕ ТРЕНЕРА. ДЕБРИФИНГ. 10-00 – 11-30
- Дебрифинг: анализ результатов первого дня тренинга
- Дебрифинг: методика проведения
- Методы и формы работы тренера как инструмент управления групповой динамикой
- Модерация / фасилитация в работе тренера
- Правила модерации (моделирование работы тренера как модератора)
КОФЕ-БРЕЙК. 11-30 – 11-45
ВТОРОЙ МОДУЛЬ. КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ В РАБОТЕ ТРЕНЕРА. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ И РАЗОГРЕВА ГРУППЫ. 11-45 – 13-15
- Присоединение и контакт. Поддержка
- Искусство инструкции для тренера (упражнение на инструкцию)
- Навыки развивающей обратной связи
- Как поддерживать тонус группы?
- Активизация группы
- Методы активизации группы
- Методы разогрева группы. Виды и примеры разминок
- Придумай свою разминку (упражнение)…
ОБЕД. 13-15 – 14-15
ТРЕТИЙ МОДУЛЬ. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В РАБОТЕ ТРЕНЕРА. 14-15 – 16-00
- Эмоциональная компетентность: что это такое?
- Основные компоненты эмоциональной компетентности
- Навыки «управления собой» для тренера
- Как передать (транслировать) эмоциональное состояние
- Сторрителлинг (рассказывание историй) как инструмент работы тренера (упражнения на эмоциональную компетентность на материале рассказывания историй)
КОФЕ-БРЕЙК. 16-00 – 16-15
ЧЕТВЕРТЫЙ МОДУЛЬ. ИТОГОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ. ЗАВЕРШЕНИЕ ТРЕНИНГА. 16-15 – 18-00
- Искусство «самонастройки» для тренера
- Импровизация в работе тренера
- Итоговое упражнение: проведение фрагмента тренинга в предложенной ситуации (трудные участники, сложная задача, необходимость импровизации и т.д.)
- Подведение итогов тренинга
- Определение индивидуальных зон развития по данной компетенции
ПРИМЕР 3
«ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕС-ТРЕНИНГОВ»
Рекомендуемый размер группы: 12 человек
Продолжительность каждого модуля (кроме МОДУЛЯ 6): 2 тренинг-дня (16 академических часов).
Цель обучения:
- Создание команды профессиональных внутренних тренеров, способных самостоятельно планировать, организовывать и проводить тренинги для сотрудников компании.
- Формирование базового пакета тренингов по основным направлениям обучения.
Предъявление новых требований к профессиональной подготовке специалистов предполагает использование новых технологий в обучении и развитии кадров. Переход на тренинговые формы обучения решает эту проблему. Основные принципы такого подхода: активность, исследовательская творческая позиция, объективация поведения и партнерское общение открывают новые возможности в развитии и обучении работников
Активность участника тренинговой группы значительно отличается от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в такие специально разработанные процессы и процедуры взаимодействия, как парные и групповые упражнения, моделирование различных коммуникативных и профессиональных ситуаций, наблюдение и рефлексия группового взаимодействия. Особенно эффективными для достижения целей тренинга являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.
В ходе тренинга участники группы совместно заново структурируют и осознают имеющийся опыт, проверяют предлагаемые принципы и постулаты на практике и открывают новые способы мышления и поведения. В тренинговой группе создается творческая среда, основными характеристиками которой являются открытость позиций, принятие чужой точки зрения, нацеленность на раскрытие своих внутренних ресурсов и возможностей.
В процессе участия в тренинге поведение людей переводится из импульсивного и слабо осознаваемого на объективированный уровень, позволяющий им более осознанно влиять на собственные эмоциональные реакции и поведенческие стереотипы. Средством объективации поведения на тренинге является обратная связь, даваемая каждому участнику тренинга от всей группы и от конкретных участников.
Партнерские отношения между тренером и участниками позволяют максимально эффективно использовать пространство и время тренинга. При таком подходе участники не остаются «пассивными потребителями», ожидающими, когда тренер самостоятельно выполнит всю необходимую работу, они начинают сотрудничать как партнеры, имея общие цели и разделяя общие интересы. Воплощение этого принципа позволяет создать в группе атмосферу доверия, открытости и творчества, повышает вовлеченность в процесс обучения и снижает страх совершения ошибки.
Таким образом, групповой процесс на тренинге охватывает три основных аспекта личности:
- когнитивный – получение новой информации посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение уровня знаний, анализе ситуаций, раскрытие новых возможностей;
- эмоциональный – переживание полученного опыта, личностной значимости новых знаний, «нормализация» самооценки;
- поведенческий – расширение поведенческого репертуара, отработка эффективных навыков и стратегий.
Тренинговый курс «Технология ведения бизнес-тренингов» предназначен для преподавателей «предметников», переходящих с традиционных методов обучения – лекции, семинары на интенсивные технологии передачи знаний и навыков.
ПРОГРАММА КУРСА:
МОДУЛЬ 1 |
ТЕМЫ МОДУЛЯ |
РЕЗУЛЬТАТЫ |
Введение в профессию тренера. | Основные принципы обучения взрослых. | Получение представления о концепции тренингового обучения, как активной формы обучения взрослых.
Получение опыта проектирования упражнений на формирование навыка. Анализ персональных тренерских компетенций и оценка своих личностных ресурсов и ограничений для работы в тренинговом формате. Разработка целей и задач тренинга по направлению обучения. |
Требования к эффективному тренингу. | ||
Формирование навыка. | ||
Цели и результаты тренинга. | ||
Общая структура тренинга. | ||
Ключевые компетенции тренера. | ||
Имидж и основные роли тренера. | ||
Консультационная компетентность тренера. | ||
Психологические позиции тренера и участников группы. | ||
Домашнее задание | Разработка структуры тренинга.
Разработка упражнений на развитие навыков по направлениям обучения. Работа в зоне ближайшего развития персональных компетенций тренера. |
|
МОДУЛЬ 2 |
ТЕМЫ МОДУЛЯ |
РЕЗУЛЬТАТЫ |
Проектирование тренинга и арсенал тренерских средств.
|
Принципы построения сценария тренинга. | Освоение технологии разработки сценария тренинга.
Овладение навыками управления активностью участников. Разработка модулей и упражнений тренинга на основе критериев действенности обучения. Освоение навыков гибкого использования инструментов тренинга. |
Формы активности на бизнес-тренинге. | ||
Обратная связь и ее функции. | ||
Проектирование упражнений и модулей. | ||
Дизайн тренинга. | ||
Инструментарий и технологии проведения тренинга. | ||
Планирование времени. | ||
Домашнее задание | Разработка сценариев тренингов по направлению обучения.
Разработка упражнений и форм активности. |
|
МОДУЛЬ 3 |
ТЕМЫ МОДУЛЯ |
РЕЗУЛЬТАТЫ |
Управление групповыми процессами
|
Развитие группы в тренинге. | Понимание базовых законов формирования групп и внутригрупповых процессов.
Освоение навыков управления групповой динамикой. Получение опыта проведения тренинга с «трудными» участниками. Освоение технологии работы с сопротивлением обучению. Освоение навыков работы с конфликтами в группе. |
Внутригрупповые процессы. | ||
Технологии управления внутригрупповыми процессами. | ||
Коррекция поведения «трудных» участников. | ||
Конфликты в группе. | ||
Домашнее задание | Разработка персональной системы работы с сопротивлением обучению.
Разработка дизайна тренингов по направлениям обучения. |
|
МОДУЛЬ 4 |
ТЕМЫ МОДУЛЯ |
РЕЗУЛЬТАТЫ |
Формирование тренерского стиля
|
Коммуникативные навыки тренера. | Развитие коммуникативных навыков и технологий: вербальные и невербальные инструменты ведения тренингов. Освоение технологий активного слушанья.
Развитие навыков публичного выступления. Разработка и становление персонального стиля тренера.
|
Самопрезентация и навыки выступления перед аудиторией. | ||
Моделирование тренерского стиля. | ||
Экология и этика тренинга. | ||
Технологии самовосстановления и саморегуляции. | ||
Подробная проработка личного стиля с видеоанализом. | ||
Домашнее задание | Разработка стилевого решения тренинга.
Оформление программы тренинга, дополнительных материалов. |
|
МОДУЛЬ 5 |
ТЕМЫ МОДУЛЯ |
РЕЗУЛЬТАТЫ |
Проведение и защита тренинга | Оценка эффективности бизнес-тренинга. | Освоение технологии оценки эффективности тренинга.
План посттренинговых мероприятий. Разработка предложений по стандартному оформлению тренингов в компании. |
Посттренинговые мероприятия. | ||
Корпоративный стандарт для тренингов. | ||
Проведение тренерских сессий участников. | ||
Домашнее задание | Проведение работы над ошибками.
Оформление тренинга в стандарте базового пакета тренингов компании. |
|
МОДУЛЬ 6 |
ТЕМЫ МОДУЛЯ |
РЕЗУЛЬТАТЫ |
Формирование базового пакета тренингов компании | Дистанционная сдача документации на тренинг. | Базовый пакет тренингов по направлениям обучения, оформленный по единым нормам. |
Интервалы между модулями могут составлять от 14 до 30 календарных дней — по согласованию с Заказчиком.
ПРИМЕР 4
«УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ «КОНСТРУКТОР»»
Рекомендуемая продолжительность: 2 дня.
Рекомендуемый размер группы: 15 человек.
Аудитория тренинга: Бизнес-тренеры компании с небольшим опытом взаимодействия в команде.
Цель тренинга: Освоить навыки группового и индивидуального создания интерактивных процедур под задачи командообразования.
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА:
- МЕТАФОРЫ КОМАНДЫ И ЦЕЛИ БИЗНЕСА
- Набор метафор «команды» и способы развития команд в управлении
- Спортивная метафора (бейсбол, футбол, теннис и пр.)
- Армейская метафора (взвод, рота, полк и пр.)
- Химико-биологическая метафора (молекулы, тела-антитела и пр.)
- Семейная метафора (родня дальняя и близкая, друзья, семейные кланы и пр.)
- УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ КОНСТРУКТОР
- Как создавать игру под себя и под группу
- Тренинговый «лего»: универсальные детали для создания игры
- Методы сочленения деталей. Как избегать противоречий
- Композиционно-сюжетная концепция: матрица создания ситуаций
- МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ КОМАНДЫ
- Творчество в бизнесе. Бизнес как творчество. Роль тренера
- Творческие методы решения стандартных рабочих задач. Коллективный разум
- Творческие модели: RAFT, модель Билла Гейтса
- Поддержание креативной формы в регулярной деятельности
- ТРЕНЕРЫ – ОСОБАЯ КОМАНДА
- Особенности работы тренеров в стихийно сложившейся команде (по Розенштоку-Хюсси)
- Виды командного взаимодействия тренеров на предприятии с осознанной и формализованной корпоративной культурой
- Мотивы сопричастности, «драйверы приверженности» (по Е. Сидоренко)
- Целостность и развитие синергии через артефакты, идеологемы и видение развития
По окончании тренинга участники смогут:
- Почувствовать сопричастность к тренерскому сообществу в родной компании и осознать ее рациональную составляющую
- Разнообразить свой практический инструментарий в любое время, когда возникает необходимость
- Применять методы группового творчества и развивать их в привязке к своей профессиональной деятельности
ПРИМЕР 5
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА-КОНФЕРЕНЦИИ «ТРЕНЕРСКИЙ МАРАФОН»
Основные цели события
- Определение основных целей (задач) деятельности тренерской команды, энергетизация команды на достижение этих целей.
- Развитие (апгрейд) тренерских компетенций участников тренинга.
- Улучшение (повышение эффективности) коммуникаций между тренерами, командообразование.
В качестве дополнительных целей (задач) события могут рассматриваться:
- стандартизация тренерской деятельности, разработка внутренних стандартов и положений (содержание, название стандарта могут быть определены Заказчиком);
- определение инструментов и программы внутреннего PR тренерской команды (позиционирования, программы продвижения, «внутренней продажи»).
Определение жанра события
Жанр события предлагается определить как тренинг-конференцию (или интерактивную конференцию).
На наш взгляд, это позволит совместить преимущества обеих форм работы:
- тренерскую работу и обучение (тренинг тренеров);
- элементы интерактивной конференции (обмен опытом, наработками между участниками).
ПРЕДЛАГАЕМЫЙ СЦЕНАРИЙ СОБЫТИЯ
До тренинга-конференции участники получают задачу подготовить к конференции:
- Выступления на пленарную часть (темы уточняются специально);
- Мастер-классы для коллег-тренеров
- Подготовить материалы для «Выставки достижений»
Кроме того, участники заполняют предварительную анкету, направленную на диагностику тренерского опыта и выявление ожиданий в части тренинга тренеров (какие темы, компетенции и ситуации нуждаются в разборе, развитии и т.п.)
Тренинг-конференция открывается выставкой Тренерских достижений (выставка собирается за час до открытия конференции).
Предлагаемый план приведен ниже.
Первый день
ПЕРВАЯ СЕССИЯ
- Представление участников («визитки» от групп, например, по региональному признаку).
- Упражнение на командообразование (взаимодействие, например, «Переправа»).
ВТОРАЯ СЕССИЯ
- Групповое исследование: работа в модели самообучающейся организации.
- Групповое исследование также является подготовкой к следующей части конференции.
- Ориентировочные темы группового исследования:
- Тренинги в компании: основные успехи и достижения.
- Лучшие люди аула или Пальмовая ветвь (персональные номинации).
- Проблемы в тренинговой деятельности.
- Планы и перспективы развития Тренингово центра.
- И т.д.
ТРЕТЬЯ И ЧЕТВЕРТАЯ СЕССИЯ
- Конференция с опорой на результаты группового исследования.
- Группы представляют в виде доклада наработанные презентации.
- Данные презентации перемежаются заранее подготовленными сообщениями.
При проработке основных проблем и перспектив развития тренинговой деятельности (тренингового центра) организуется работа в мини-группах (малых группах) на углубление (проработку) содержания.
Выделяются основные проектные группы и направления, которые будут работать на протяжении 2 и 3 дня. Примерные темы:
- PR и продвижение тренингов внутри компании.
- Перспективные тренинговые темы и т.д.
ПЯТАЯ СЕССИЯ
- Импровизационный концерт – творческие задания группам на представление в различных жанрах.
Второй день
ПЕРВАЯ СЕССИЯ
- Обучающая часть конференции.
- Выступления и мини-дискуссии по темам:
- системный подход при проектировании и проведении тренингов;
- эффективные внутриорганизационные коммуникации.
ВТОРАЯ СЕССИЯ
- Тренинг тренеров
(тема данного модуля формируется по заявкам в предварительно заполненных анкетах и по итогам первого дня).
ТРЕТЬЯ СЕССИЯ
- Мастерские участников, параллельно проводятся 3-4 мастерские. (Участники проводят практико-ориентированные мастерские, на которых делятся опытом друг с другом).
- Ориентировочные темы мастерских: опыт работы с определенной целевой группой, по какой-либо перспективной теме, опыт использования в тренинге различных инструментов и упражнений, идеи по разработке новых тренингов и т.д.
ЧЕТВЕРТАЯ СЕССИЯ
- Работа в проектных группах
- Участники развивают идеи и сюжеты, намеченные в первый день, и готовят выступление на заключительном пленуме.
ПЯТАЯ СЕССИЯ
- «Вечер тренерских откровений» (например, по теме «Самая большая тренерская неудача»).
Третий день
ПЕРВАЯ СЕССИЯ
- Обучающая часть конференции.
- Выступления и мини-дискуссии по темам:
- оценка эффективности внутренних тренингов;
- продажа тренингов внутри компании.
ВТОРАЯ СЕССИЯ
- Тренинг тренеров
(тема данного модуля формируется по заявкам в предварительно заполненных анкетах и по итогам первого дня).
ТРЕТЬЯ СЕССИЯ
- Мастерские участников (могут быть предложены новые темы мастерских по сравнению со вторым днем или проведен повторный раунд для новых участников).
ЧЕТВЕРТАЯ СЕССИЯ
- Заключительный пленум.
- Выступления проектных групп.
- Обсуждение докладов.
- Подведение итогов тренинг-конференции.
ПЯТАЯ СЕССИЯ
- Заключительный банкет (с творческой рефлексией групп), танцы, прогулки.
ОБУЧАЮЩИЕ МОДУЛИ
ПО ТЕМЕ
«ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕДАЧИ ЭКСПЕРТНЫХ ЗНАНИЙ В АКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ»
Примечание:
Данный текст является собственностью компании BEST T&D Group и документом для внутреннего пользования компании-Заказчика, и не подлежит передаче третьим лицам без дополнительного согласования сторон.
Исходная ситуация
Аудитория – опытные экспертные офисные сотрудники, у которых есть свои профессиональные наработки, отличное понимание специфики работы Заказчика и его положения на рынке и тд.
Цель предлагаемой программы обучения:
- Создание команды профессионалов по передаче знаний из числа опытных сотрудников.
- Развитие некоторых тренерских компетенций, позволяющих самостоятельно планировать, организовывать и проводить семинары и тренинги для сотрудников и партнеров компании.
- Формирование базового пакета тренингов по основным направлениям работы.
Предъявление новых требований к профессиональной подготовке специалистов предполагает использование новых технологий в обучении и передаче знаний. Переход на тренинговые формы обучения решает эту проблему. Основные принципы такого подхода: активность, практичность, экспертность, партнерское общение открывают новые возможности в развитии и обучении сотрудников.
Активность участника в тренинговом формате значительно отличается от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в такие специально разработанные процессы и процедуры взаимодействия, как парные и групповые упражнения, моделирование различных коммуникативных и профессиональных ситуаций, наблюдение и обратная связь от эксперта-ведущего.
В процессе участия в тренинге поведение людей переводится из импульсивного и слабо осознаваемого на объективированный уровень, позволяющий им более осознанно влиять на собственные реакции и поведенческие стереотипы. Средством объективации поведения на тренинге является обратная связь, даваемая каждому участнику тренинга от всей группы и от конкретных участников.
Партнерские отношения между тренером и участниками позволяют максимально эффективно использовать пространство и время тренинга. При таком подходе участники не остаются «пассивными потребителями», ожидающими, когда тренер самостоятельно выполнит всю необходимую работу, они начинают сотрудничать как партнеры, имея общие цели и разделяя общие интересы. Воплощение этого принципа позволяет создать в группе атмосферу доверия, открытости и творчества, повышает вовлеченность в процесс обучения и снижает страх совершения ошибки.
Таким образом, групповой процесс на тренинге охватывает три основных аспекта личности:
- когнитивный – получение новой информации посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение уровня знаний, анализе ситуаций, раскрытие новых возможностей;
- эмоциональный – переживание полученного опыта, личностной значимости новых знаний, «нормализация» самооценки;
- поведенческий – отработка эффективных навыков и стратегий, мотивация к применению нового.
Тренинговый курс «Технология передачи экспертных знаний в активном обучении» предназначен для экспертов Заказчика, переходящих с традиционных методов передачи знаний – лекции, семинары на более интенсивные практичные технологии.
Предлагаемая структура программы обучения
МОДУЛЬ 1 |
ТЕМЫ МОДУЛЯ |
РЕЗУЛЬТАТЫ |
Введение в тренинг. Установочный курс
8 часов. |
Основные принципы обучения взрослых. | Получение представления о концепции тренингового обучения, как активной формы обучения взрослых.
Получение опыта освоения тренерских ролей. Анализ персональных тренерских компетенций и оценка своих личностных ресурсов и ограничений для работы в тренинговом формате. Разработка целей и задач тренинга по специфике каждого участника. В завершение тренинга, например, план цикла тренингов рег. команд. |
Требования к эффективному тренингу. | ||
Передача специфических бизнес-знаний и формирование навыка. | ||
Как грамотно формулировать цели и результаты тренинга. | ||
Общая структура тренинга. | ||
Ключевые компетенции тренера. | ||
Имидж и роли тренера. | ||
Консультационная компетентность тренера. | ||
Психологические позиции тренера и участников группы. | ||
Домашнее задание | Разработка целей и задач своего тренинга.
Разработка идей активностей на развитие навыков по направлениям обучения. Чтение рекомендованной литературы При необходимости – обращение за консультациями в созданной на тренинге WhatsApp-группе |
|
Индивидуальная работа с участниками | Одна 2-часовая консультация и 4 часа супервизии (анализ и обратная связь по разработкам для своих тренингов) С КАЖДЫМ участником (очно или по видеосвязи) | |
МОДУЛЬ 2 |
ТЕМЫ МОДУЛЯ |
РЕЗУЛЬТАТЫ |
Навыки презентации
8 часов. |
Коммуникативные навыки тренера. | Развитие коммуникативных навыков и технологий: вербальные и невербальные инструменты презентации в тренинге. Освоение технологий привлечения и управления вниманием.
Развитие навыков публичного выступления. Разработка и становление персонального презентационного стиля тренера.
|
Самопрезентация и навыки выступления перед аудиторией. | ||
Презентация и передача информации – оптимальный процесс. | ||
Управление вниманием и содержанием. | ||
Технологии настройки на выступление. | ||
Подробная проработка личного стиля презентации обучающего материала с видеоанализом. | ||
Домашнее задание | Отработка презентационных навыков по своей теме каждым участником в любом возможном случае. Видеозапись 2-3-х своих выступлений для персонального разбора с тренером.
Чтение рекомендованной литературы. |
|
Индивидуальная работа с участниками | Одна 2-часовая консультация и 4 часа супервизии (анализ и обратная связь по презентационным навыкам для своих тренингов) С КАЖДЫМ участником (очно или по видеосвязи) | |
МОДУЛЬ 3 |
ТЕМЫ МОДУЛЯ |
РЕЗУЛЬТАТЫ |
Управление групповыми процессами.
8 часов.
|
Развитие группы в тренинге. | Понимание базовых законов формирования групп и внутригрупповых процессов.
Освоение навыков управления групповой динамикой. Получение опыта проведения тренинга с «трудными» участниками. Освоение технологии работы с сопротивлением обучению. Освоение навыков работы с конфликтами в группе. |
Внутригрупповые процессы. | ||
Технологии управления внутригрупповыми процессами. | ||
Коррекция поведения «трудных» участников. | ||
Конфликты в группе. | ||
Домашнее задание | Разработка персональной системы работы с сопротивлением обучению.
Описание кейса/лучшей практики работы с реальным трудным участником (не только в тренинге, но и в совещаниях, встречах). |
|
МОДУЛЬ 4 |
ТЕМЫ МОДУЛЯ |
РЕЗУЛЬТАТЫ |
Проектирование тренинга и арсенал тренерских средств.
8 часов.
|
Принципы построения сценария тренинга. | Освоение технологии разработки сценария тренинга.
Овладение навыками управления активностью участников. Разработка модулей и упражнений тренинга на основе критериев действенности обучения. Освоение навыков гибкого использования инструментов тренинга. |
Формы активности на бизнес-тренинге. | ||
Обратная связь и ее функции. | ||
Проектирование упражнений и модулей. | ||
Дизайн тренинга. | ||
Инструментарий и технологии проведения тренинга. | ||
Домашнее задание | Планирование времени на активности в тренинге.
Составление сбалансированного дизайна тренинга. Сбор и анализ кейсов по работе с трудными участниками |
|
Индивидуальная работа с участниками | Одна 2-часовая консультация и 4 часа супервизии (анализ и обратная связь по кейсам с трудными участниками и обратная связь по дизайнам тренингов) С КАЖДЫМ участником (очно или по видеосвязи) | |
ФИНАЛЬНАЯ СУПЕРВИЗИЯ (опция) | РЕЗУЛЬТАТЫ | |
Проведение и защита тренинга. | Оценка эффективности бизнес-тренинга. | Освоение технологии оценки эффективности тренинга.
План посттренинговых мероприятий. Разработка предложений по стандартному оформлению тренингов в компании. |
Посттренинговые мероприятия. | ||
Корпоративный стандарт для тренингов. | ||
Проведение тренерских сессий участников. | ||
Домашнее задание | Проведение работы над ошибками.
Оформление тренинга в стандарте базового пакета тренингов компании. |
|
ИТОГО К КОНЦУ 2017 года: | РЕЗУЛЬТАТЫ | |
Формирование базового пакета тренингов компании. | Пакет материалов на каждый тренинг. | Базовый пакет тренингов по направлениям обучения подразделения, оформленный по единым нормам. |
Интервалы между модулями могут составлять от 1 до 2-3 месяцев — по согласованию с Заказчиком.
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ-МЕТОДИСТОВ
«ИСКУССТВО И ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРЕНИНГОВ»
Цели тренинга:
- Систематизация представлений об инструментах создания (проектирования) тренинга;
- Развитие компетенции «создание тренинга» у участников тренинга;
- Разработка (доработка) тренинга компании Заказчика по базовым менеджерским навыкам.
ПРОГРАММА ПО СЕССИЯМ:
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРЕНИНГА: БАЗОВЫЙ АЛГОРИТМ
ПЕРВАЯ СЕССИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ТРЕНИНГ
- Представление участников: опыт создания тренингов
- Подготовка презентаций: основные принципы создания тренинга
- Ожидания от тренинга
- Создание тренинга: аппликация или изобретение? (дискуссия)
ВТОРАЯ СЕССИЯ. СОЗДАНИЕ ТРЕНИНГА: БИЗНЕС-ЗАДАЧА
- Введение в тему проектирования тренинга
- Единицы проектирования:
- Упражнение (как создавать упражнение?);
- Модуль (проектирование тренингового модуля);
- Тренинг;
- Программа (отличие программы тренингов от набора тренингов).
- Три источника проектирования тренинга: бизнес-задача, культура, методика
- Бизнес-задача (на материале тренинга по менеджерским навыкам)
- Критерии эффективности тренинга и процесса его проектирования
- Бизнес-задача: как диагностировать потребность (задачу) заказчика
- Анализ деятельности (ситуации развития) тренируемых
- Методы предтренинговой диагностики (наблюдение и др.)
- Правила проведения предтренингового интервью.
ТРЕТЬЯ СЕССИЯ. КУЛЬТУРА КАК КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО
- Культура как пространство метафор для создания тренинга (упражнения)
- Творческие методы при изобретении содержания тренинга (майнд-мэп, «шесть шляп» и другие)
- Поиск культурных метафор по теме менеджерского тренинга.
ЧЕТВЕРТАЯ СЕССИЯ. МЕТОДИКА: ОФОРМЛЕНИЕ ТРЕНИНГА
- Методика: меню тренерских методов и форматы группового взаимодействия (описание и правила реализации методов)
- Инвариантность и вариативность при проектировании тренинга
- Учет групповой динамики при проектировании тренинга
- Тайминг при проектировании тренинга (соотношение и продолжительность частей тренинга)
ПЯТАЯ СЕССИЯ. РАЗРАБОТКА УЧАСТНИКАМИ (В ПРОЕКТНЫХ ГРУППАХ) ПРОГРАММЫ МЕНЕДЖЕРСКОГО ТРЕНИНГА.
ВТОРОЙ ДЕНЬ.
ПРЕЗЕНТАЦИИ ВЕРСИЙ ТРЕНИНГА. СОЗДАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЙ.
ШЕСТАЯ И СЕДЬМАЯ СЕССИИ
- Презентации группами подготовленных версий тренинга
- Методический разбор представленных сценариев тренинга
- Проигрывание и разбор подготовленных упражнений
ВОСЬМАЯ СЕССИЯ
- Создание итоговой версии (каркаса / cкелета) менеджерского тренинга
- Оформление (формализация) программы тренинга.
- Дизайн тренинга
- Пакет материалов по тренингу (презентация и др.)
- Определение программы доработки тренинга
ДЕВЯТАЯ СЕССИЯ
- Обсуждение итогового алгоритма создания тренинга (для компании Заказчика)
- Подведение итогов тренинга
- Определение индивидуальных зон развития.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ «КОНСТРУКТОР» БИЗНЕС-ТРЕНЕРА
Рекомендуемая продолжительность: 2 дня
Рекомендуемый размер группы: до 15 человек
Аудитория тренинга:
ТРЕНЕРЫ, менеджеры, выполняющие функцию бизнес-тренеров, испытывающие дефицит интерактивного инструментария «собственного изготовления»
Цель тренинга:
Освоить навыки создания игровых и пр. интерактивных процедур под самые разные тренинговые и другие развивающие задачи
В ПРОГРАММЕ:
ТРЕНИНГОВЫЕ и САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
- Классификация игр и упражнений для бизнес-тренингов, созданных для повышения динамики группы в обучении
- Структура интерактивного упражнения: тренерам и участникам
- Навык инсталляции игры в тренинг
- Ограниченность игровых библиотек, пути преодоления дефицита
СВЯЗЬ ИНТЕРАКТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЫ И ТЕМЫ ТРЕНИНГА
- Концепция тренинга и его динамическое разнообразие
- Модель Колба и интерактивная процедура
- Логические игровые связи внутри тем и подтем тренинга
- Как выбрать наиболее подходящую игровую форму
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ КОНСТРУКТОР
- Как создавать игру под себя и под группу
- Тренинговый «лего»: универсальные детали для создания игры
- Методы сочленения деталей. Как избегать противоречий в инструкциях
- Композиционно-сюжетная концепция: матрица создания ситуаций
КАК ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ
- Чем заканчивается игра
- Что получают участники в результате интерактива
- Как грамотно выйти из игры
- Какие вопросы можно и нельзя задавать участникам
- Кто и какие должен делать выводы
КАК ФИКСИРОВАТЬ СВОИ «НАХОДКИ»
- Варианты записывания упражнений (на карандаш, на камеру, на диктофон, 3-им лицом)
- Блоки, составляющие грамотную запись упражнения
- Способы редактирования упражнений и игр
- Формализация руководства (manual) для другого тренера, который проводит такие же тренинги и игры в компании
По окончании тренинга участники смогут:
- Создавать игры и упражнения с помощью освоенной на тренинге технологии
- Разнообразить свой практический инструментарий в любое время, когда возникает необходимость
- Грамотно «привязывать» игру к теме тренинга и делать из нее практические для участников выводы
МЕТОД ВЕДЕНИЯ БИЗНЕС-ТРЕНИНГА
Бизнес-тренинг проводится в режиме интенсивного взаимодействия ведущих и участников. Для эффективного усвоения участниками теоретического материала в программу включено большое количество разработческих сессий.
Распределение времени в структуре бизнес-тренинга (формула эффективности):
- 20% теоретический материал
- 60% деловые игры, упражнения, кейс-стади
- 15% дискуссионная работа участников: мозговые штурмы, обсуждения, разбор конкретных примеров
- 5% консультации по вопросам слушателей по темам тренинга
В течение тренинга тренером ведется мониторинг эффективности занятий. В конце бизнес-тренинга проводится зачетное мероприятие для участников с целью оценки практической пользы полученных знаний и навыков.
Участники получают раздаточный материал, содержащий рекомендации и рабочие формы.
Тренинг
«Техники фасилитации – инструменты УПРАВЛЕНИЯ ОБСУЖДЕНИЕМ»
Продолжительность: 1-2 дня
Цель тренинга: разобрать ряд техник группового обсуждения разных задач в разных форматах фасилитации.
В результате тренинга участники должны приобрести и отработать навык организации и проведения фасилитации задач/кейсов по стратегии, научиться самостоятельно управлять процессами группового обсуждения, максимально вовлекая всех участников мероприятия.
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА:
ТЕМА |
ФОРМЫ ОТРАБОТКИ |
Фасилитация:
|
Модельный показ работы фасилититатора тренером
Дискуссия в малых группах по увиденному Упражнение «Рабочая проблема» |
|
Упражнение «Кейс про кейс»
Сценарирование фасилитации на 4 часа Отработка этапов работы с кейсом (минимум три человека отрабатывают навыки) |
|
Разминка
Отработка методов сбора идей по кейсу Отработка создания визуальных шаблонов для анализа |
|
Упражнение «Динамика»
Отработка управления групповой динамикой в обсуждении по предлагаемым тренером инструкциям Завершающие мероприятия с обратной связью и рекомендациями тренера Рекомендация по дополнительной литературе |
|
Мозговой штурм «Стратегическая проблема»
Отработка навыков проблематизации и постановки задач Освоение алгоритмов сессии и формулирования вопросов |
|
Сессия сценарирования встреч под разные задачи
Освоение визуальных шаблонов |
|
3-4 мини-сессии как финальное задание |
Приложение 1
ТЕХНОЛОГИИ ФАСИЛИТАЦИИ
ТЕХНОЛОГИЯ |
ПРИНЦИП |
|
М Г |
Техники структурированного мозгового штурма: «Ментальные карты» (Mind Map), Рыба Исикавы, Дерево решений, SWOT-анализ, PEST-анализ и т.п. |
На листы флипчарта заранее выносится структура анализа проблемы. Таким образом, задаются единые требования, по которым каждая команда проводит свой анализ и генерирует идеи.
Применяются в малых группах или в больших, но с помощью других фасилитаторов. Обычно для решения задач на поиск новых идей или глубокого и многостороннего анализа проблем |
Pinpoint Facilitation (метод карточек) |
Каждый участник выписывает свои предложения на карточки (одна карточка – одна идея). Затем все карточки выкладываются на стол, крепятся к доске или к флипчарту. Метод удобен для быстрой генерации, сортировки, комбинации и ранжирования идей.
Применяются в группах разного размера. Обычно для построения плана действий, обсуждения проектов, решения кейсов |
|
Динамическая фасилитация | Модератор фиксирует реплики участников на 4 заранее подготовленных флипчартах: 1) вопросы, 2) решения, 3) информация, 4) опасения.
Применяются в малых группах. Обычно для проведения совещаний, решения кейсов |
|
Б Г Д С Ч |
Технология «Открытое пространство» (Open Space) |
Определяется только общая тема, после чего участникам дается возможность самим предложить проблемы для обсуждения. Заявляя проблему, сотрудник берет на себя ответственность за проведение мозгового штурма и доведение его результатов до остальных участников мероприятия. Пространство полностью открыто: участники сами выбирают, в обсуждении какой из заявленных проблем будут участвовать, они могут свободно перемещаться от одного мозгового штурма к другому.
Применяются в больших группах. Обычно для анализа сложных ситуаций, обсуждения больших проектов, стратсессий |
Технология «Мировое кафе» (The World Café) |
Перемещаясь от стола к столу (4 участника, один из которых остается за столом как его хозяин), участники обмениваются вопросами и идеями, наиболее интересные из которых затем обсуждаются всей группой и фиксируются на флипчартах.
Применяются в больших группах. Обычно для конференций, стратсессий |
|
Технология «Поиск будущего» |
Работая в подгруппах, участники рисуют MindMap позитивного и негативного опыта компании, а также ее нынешнего состояния («Наше прошлое», «Наше настоящее», «Наметившиеся тренды»). На пленарном совещании После пленарного обсуждения создаются подгруппы в новом, смешанном составе, которые работают над образом будущего (его альтернативами, сценариями или различными аспектами). В ходе пленарного обсуждения презентация каждой подгруппы обсуждается с трех позиций: «критики» (адвокаты дьявола), «визионеры» (позитив), «прагматики» (поиск здравых зерен). Вокруг выбранных путем ранжирования элементов будущего создаются проектные группы, разрабатывающие план реализации (сроки, ожидаемые результаты, KPI).
Применяются в больших и малых группах. Обычно для конференций, планирования на перспективу |